Православие и протестантизм

Православие и протестантизм

Православие и протестантизм. Основные различия

Православные Протестанты
Православное христианство (Деян.11:26) представляет собой совокупность поместных церквей, имеющих единое вероучение и нравственные нормы. Протестантизм возник как антикатолическое движение в позднем средневековье, формальной датой можно считать 1521 год (отлучение Лютера). Возникнув как совокупность различных течений, он никогда не был единым. Течения отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией.
Признают два основных источника религиозного знания: Священное Писание и Священное Предание (весь опыт Церкви). В качестве основного источника религиозного знания признают «только Писание» (sola Scriptura), каждая община толкует его самостоятельно, фактически имея своё предание.
Истинной Церковью признают только Вселенскую Православную Церковь. Истинной Церковью признаётся или конкретная протестантская община; или совокупность христианских общин (Православная Церковь, в этом понимании, признаётся за одну из многих общин).
Составили и утвердили библейский канон (Библию). Используют библейский канон, абсолютизируя библейские тексты как источник богопознания.
Исповедуют, что Святой Дух исходит только от Отца. Исповедуют католическое учение о том, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве).
Верят, что на Страшном Суде Бог проявит как Свое милосердие и Свою мудрость, так и Свою справедливость. Исповедуют, что человек спасается «только верой» (sola fide). Одни думают, что для спасения достаточно уверовать во Христа (признать Его Богом и Спасителем). Другие верят, что как спасение, так и осуждение каждого человека зависит от Божественного предопределения.
Существует особый чин посвящения в священный сан и трёхчастная иерархия (диакон, пресвитер, епископ). Священство имеет апостольскую преемственность. Существует учение о всеобщем священстве верующих. Ввиду значительного расхождения в обрядовости, в протестантизме не существует какого-то строгого определения названию титулов.
Совершаются молитвы за умерших. Отказываются поминать умерших в своих молитвах из-за уверенности в спасении членов своей общины и окончательности определения посмертной участи сразу же после смерти человека.
Признают семь Церковных Таинств: Таинство Крещения; Таинство Миропомазания; Таинство Покаяния; Таинство Евхаристии; Таинство Елеосвящения; Таинство Брака; Таинство Священства. Признают только часть из семи Таинств, сводя остальные к обрядам (церемониалам), не имеющим того благодатно-мистического наполнения, которое свойственно Таинствам, совершаемым в лоне Вселенской Православной Церкви
Исповедует, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся реальными Телом и Кровью Христа. В тех общинах, которые признают Причащение, считается, что хлеб и вино являются лишь напоминанием о миссии Христа.
Признают существование Небесной Церкви; общение Небесной Церкви с земной; необходимость молитвенного обращения к святым; их ходатайство перед Богом Многие протестанты полностью отрицают уместность молитвенного обращения к святым (представителям Небесной Церкви); молитвы, по их убеждению, необходимо адресовать только Богу.
Почитают Богородицу как Матерь Бога по человеческому естеству; как Великую Праведницу, Приснодеву, Царицу Небесную и Ходатаицу за людей Почитают Богородицу, но слишком умеренно, не так, как подобает Её святости и величию; многие отрицают Её Приснодевство, полагая, что после Рождества Иисуса Христа Она родила ещё несколько детей от Иосифа.
Существует институт монашества, его духовный опыт играет большую роль. Монашество отрицается.
Почитают святые иконы; признают, что моление перед образом Бога или его святого способствует возношению духа к Первообразу, духовному единению с Первообразом. Отрицают допустимость почитания святых икон. Некоторые протестанты допускают использование изображений в религиозных целях в качестве иллюстраций священных событий; другие отрицают даже и такую возможность, признавая иконы за идолов.
Исповедуется наличие у христианина Ангела-Хранителя. Отрицает наличие у христианина Ангела-Хранителя.
Почитают мощи святых Божьих угодников. Отрицают допустимость почитания мощей.
Крещение понимается как Таинство Церкви, духовное рождение, раскрепощение от безусловного действия первородного греха, изгнание дьявола из сердца человека. Крещение и нахождение в церковной общине не гарантируют спасения. В крещении уверовавший «принимает Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется спасение в случае преданности общине и её идеям богопочитания.
Совершается крещение младенцев по вере их восприемников и родителей. Крещение младенцев не принято.
Женское священство противоречит традиции Церкви. Существует женское священство.
Однополые интимные отношения являются тяжёлым грехом. Брак между лицами одного пола невозможен. Всё в большем количестве общин становится возможным и первое, и второе.