Великопостные службы

Великопостные службы

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ СЛУЖБЫ

 

Нельзя понять, что такое Великий пост, для чего нам даются эти благословенные дни, если не посещать Литургию Преждеосвященных Даров, пассию, служб с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. На вопросы, связанные с великопостными богослужениями, отвечает иеромонах Афанасий (Дерюгин).

– Дорогие братья и сестры, сегодня наша основная тема – это богослужение Великого поста. Невозможно в полной мере почувствовать Великий пост, если не бывать на богослужении в будние дни, потому что на воскресной Литургии значительных отличий от Литургии в другое время нет: меняется лишь одно песнопение – поют «Покаяния отверзи ми двери». А будничное богослужение совершенно другое, по другим принципам строится и очень помогает и настраивает на время Великого поста.

В богослужебных книгах говорится, что в субботу и воскресенье поста нет. Это не значит, что мы можем есть мясо, молоко и другие непостные продукты. По церковному уставу и по изначальной логике пост – это когда нельзя есть вообще. Господь в пустыне 40 дней постился, значит, 40 дней ничего не ел. При этом понятно, что для нас это сейчас невозможная мера, поэтому мы ограничиваем себя в определенных видах продуктов.

Богослужения в субботу и воскресенье не такое, как в остальные дни Великого поста. Самое главное отличие – это то, что совершается Литургия. Любая Литургия – это праздник, это богослужение, когда мы вспоминаем Воскресение Христово, заново его переживаем, когда мы мистическим, духовным образом становимся участниками этого события. Каждая Литургия – это переживание Воскресения Христова. Разумеется, к будним дням Великого поста это не очень подходит.

Для того, чтобы пост в богослужебном плане почувствовать, очень важно побывать на службах именно в будние дни. Работающим людям это бывает сложно, но нужно попытаться найти возможность хотя бы один раз побывать на удивительной Литургии Преждеосвященных Даров.

– Давайте поговорим побольше об этом особенном богослужении…

– В древности христиане жили такой жизнью, что не могли себе представить, как это – целых пять дней не причащаться. Мы сейчас порой можем без Причастия жить месяцами и даже считать, что это нормально. И для того, чтобы даже в эти скорбные дни, когда мы каемся, не лишать себя принятия Тела и Крови Христовых, было создано такое особенное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров. На ней не совершается самая главная часть обычной Литургии – не происходит преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Заранее, в воскресный день, заготавливаются Тело и Кровь Христовы, а в эти дни они просто особым образом достаются, приготавливаются, специальное богослужение совершается, и все верующие причащаются Святых Христовых Таин. Богослужение уникальное, скорбное, покаянное и при этом очень торжественное и очень красивое.

Сейчас во многих храмах, у нас в том числе, такие Литургии совершаются вечером. Как я уже говорил, пост изначально был временем, когда ничего не ели до вечера. Здесь мы тоже ничего не едим до вечера, вечером причащаемся и только после этого едим. День проходит совершенно иначе: ты идешь на работу, занимаешься какими-то делами, но ты постоянно помнишь, что вечером тебе причащаться, ты весь день наполнен подготовкой к Причастию. Не скажу, что это очень легко, но пост – это то время, когда мы должны что-то сделать ради Господа.

Ты днем занимаешься делами, но помнишь, что вечером тебе причащаться, и ты весь день наполнен подготовкой к Причастию

– Когда будет снова читаться в храме Святое Евангелие и в другие дни, а не только в субботы и воскресенья?

– Еще одна интересная особенность великопостного богослужения – это то, что Евангелие положено читать только в субботу и воскресенье. Это, конечно, не значит, что мы не можем читать Евангелие дома. В некоторых храмах, в том числе и в нашем храме, Евангелие читают и в некоторые будние дни, но изначально такого не было. Вместо Евангелия прочитываются три книги из Ветхого Завета, которые в обычной жизни мы вряд ли читаем: книга Бытия, книга Притчей и книга пророка Исаии. В Великий пост именно на них делается акцент, это идет еще из древности, когда Великий пост был временем подготовки к Крещению. В Великую субботу многие люди принимали Крещение, так что время Великого поста было для них подготовкой. Сейчас у каждого из нас есть Библия, а тогда такой возможности не было. Единственная возможность послушать Библию – это прийти в храм, потому что книг тогда было гораздо меньше. И вот в рамках подготовки к Крещению оглашенные, то есть люди, собирающиеся принять Крещение, слушали в том числе эти три книги Священного Писания: Бытие, которое повествует о начале мира, о его сотворении и о первых столетиях и тысячелетиях его существования; книгу Притчей Соломона, которая очень полезна, потому что дает основные нравственные уроки; и книгу пророка Исаии, которая тоже очень важна, потому что пророк Исаия удивительно точно предсказал все то, что описано в Евангелии.

– Насколько важно и необходимо мирянам иметь богослужебные книги с текстами служб Великого поста?

– Замечательный вопрос. На мой взгляд, это очень важно и необходимо. Весь Великий пост посвящен подготовке к Пасхе. Мы очень часто об этом забываем, и пост становится для нас самоцелью: мы ограничиваем себя в еде, увеличиваем молитвенное правило. Все богослужебные тексты, особенно будних дней, об этом – о подготовке к Пасхе – нам и напоминают. С самого первого дня, еще во время Масленицы, мы слышим в стихирах такие слова:

Все богослужебные тексты Великого поста, особенно будних дней, – о подготовке к Пасхе

«И снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в Вечер Таинства, и тьму разоряющее неведения светом Его Воскресения».

То есть еще даже Великий пост не начался, а нам Церковь уже напоминает о цели: это Тайная вечеря, распятие Христа и Пасха. И потом на богослужениях Великого поста эти слова постоянно будут встречаться.

Все эти дни Церковь нас как бы ведет за собой. Время Великого поста непростое, и мы часто начинаем немного тяготиться и считать дни до Пасхи. Но когда ты познакомишься с богослужебными текстами, то все станет гораздо живее, потому что ты увидишь, как Церковь нас ведет. Конечно, не у каждого есть возможность бывать в храме ежедневно, но с богослужебными текстами можно знакомиться и самостоятельно, дома.

Нередко понимаешь, что пост подходит к концу, а ты ничего толком не сделал, даже никак этот период не почувствовал. Возможно, один из лучших способов прочувствовать Великий пост – это к своему молитвенному правилу добавить те тексты, которые в этот день читаются и поются в храме. Это наполнит наш пост и будет вести нас вместе с Церковью к Страстной седмице и празднику Пасхи.

Лучший способ прочувствовать Великий пост – добавить к своему правилу тексты, что читаются и поются в храме

– А служба идет по Триоди или по Октоиху тоже?

– Действительно, в Великий пост используется особая книга под названием Постная Триодь. В этой книге содержатся на каждый день богослужебные тексты, которые нас ведут через Великий пост к празднику Пасхи. Ознакомьтесь с этими текстами, и вы почувствуете, насколько пост станет для вас глубже и важнее.

Но в первую очередь, конечно, следует добавить к своему домашнему молитвенному правилу молитву Ефрема Сирина, потому что это та молитва, которая ведет нас весь пост и помогает правильно настроиться.

Знаете, что интересно? С одной стороны, мы часто делаем акцент на том, что пост – это время, когда мы воздерживаемся от определенной пищи. С другой стороны, очень часто, особенно на всяких либеральных сайтах, можно встретить рассуждения о том, что телесный пост – это неважно, что вообще не обязательно поститься, а главное – это людей не есть. Такое вот противопоставление телесного поста и духовного. А ведь телесное и духовное совсем друг другу не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга. Нужно и в телесном плане пост стараться соблюдать, по возможности близко к тому, как Церковь предписывает, и при этом помнить о том, какие добродетели самые главные во время Великого поста. В богослужебных книгах это тоже постоянно присутствует, особенно на первой седмице: там постоянно в стихирах говорится и о важности поста, и о том, что это не самое главное, что мы постом должны не только пищу выбирать правильную, но и всякую добродетель приобретать. А в одной из стихир прямо сказано: если ты, душа, будешь поститься, но не будешь другие добродетели приобретать, будешь на демонов похожа: они никогда не едят, но от этого лучше не становятся.

Молитва Ефрема Сирина тоже дает нам правильный настрой: там нет ни слова о соблюдении телесного поста, там говорится о добродетелях душевных: «Не дай мне, Господи, духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, дай видеть свои грехи и не осуждать брата своего». Так и другие богослужебные тексты, если мы в них будем вникать, откроют нам свою глубину, и сам пост будет для нас проходить совсем по-другому, гораздо глубже и гораздо более прочувствованно.

– Как часто надо причащаться?

– Здесь все очень индивидуально. Был такой замечательный святой, праведный Алексий Мечёв, у него было множество прихожан, и всем он благословлял самые разные меры Причастия: кто-то причащался раз в месяц, кто-то – каждую неделю, а кто-то – чуть ли не каждый день. Потому что он видел меру каждого человека.

А если мы посмотрим на творения святых отцов, на церковные правила, то увидим, что причащаться нужно стараться часто. Например, согласно одному каноническому правилу, если человек приходит на Литургию и не причащается, то за это положено отлучение от Церкви. Я не призываю всех делать так и никак иначе, но это показывает некий идеал, то, к чему мы должны стремиться.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) вообще, толкуя молитву «Отче наш» в Евангелии от Луки и в частности слова: «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11: 3), утверждает, что под хлебом насущным здесь имеется в виду не еда, а Тело и Кровь Христовы, которые действительно – наш насущный хлеб, и этими словами Господь говорит, что нам следует ежедневно причащаться. И если у кого-то есть возможность, посоветовавшись с духовником, к этому идеалу стремиться и причащаться как можно чаще, это прекрасно. Но тут все индивидуально, взять на себя подвиг сверх сил тоже неполезно.

– Можно ли в пост келейно читать акафисты?

– Конечно. В Троице-Сергиевой Лавре, например, акафист преподобному Сергию читают независимо от того, пост или не пост. По Уставу единственный положенный для чтения в Великий пост акафист – это Акафист Пресвятой Богородице. Есть такая традиция, что в пост акафисты не совершаются, но она не общепринятая. Так что если у кого-то есть желание, если акафисты помогают вам настроиться на молитву, помогают лучше понять время поста, то читайте. Хотя, конечно, были святые, которые к акафистам относились очень скептически. Дело в том, что богослужебные тексты, которые содержатся в наших книгах, в той же самой Постной Триоди, по которой сейчас совершается богослужение, часто гораздо глубже и серьезнее, чем то, что содержится в акафистах, которые порой написаны в XIX веке какими-то благочестивыми светскими дамами. Поэтому хорошо приучать себя к уставному богослужению, но если кому-то акафисты пока ближе и это настраивает вас на молитву, то и слава Богу.

– Вы могли бы рассказать про песни Священного Писания?

– Тот, кто бывает на богослужениях в будние дни Великого поста, слышит много текстов, которые в обычное время мы не слышим, в том числе библейские песни, или песни Священного Писания. Что это такое? В древности монахи в первую очередь считали своим долгом молиться только словами Священного Писания и не принимали никакие более поздние гимны, стихиры, тексты… Кстати, в какой-то мере это осталось: любое наше богослужение основано на псалмах и других текстах из Библии. Но вместе с тем присутствуют и более поздние стихиры.

Есть интересное описание, как в VII веке два монаха путешествовали и пришли к отшельнику, который совершал богослужение только по книгам Священного Писания: Псалтирь, Новый Завет. Они спросили его, почему он не поет никаких тропарей, а он с обличением ответил, что монах должен молиться только текстами Священного Писания, и какая польза, мол, от этого пения? Действительно, тексты Священного Писания – это, наверное, самая высшая форма молитвы, так как это то, что дано Духом Святым и непосредственно от Бога послано людям.

Тексты Священного Писания – высшая форма молитвы: они даны Духом Святым

Одним из таких монашеских правил были 9 отрывков из Священного Писания, которые монахи читали и использовали при своей домашней молитве. Там были отрывки из разных книг: из Исхода, из книги Царств, из книг пророка Аввакума, пророка Даниила, из Евангелия от Луки. И вот эти отрывки стали называть «библейские песни», или «песни Священного Писания». А в древности их просто называли «канон». Греческое слово «канон» в переводе означает «правило».

Потом, со временем, к библейским песням, к этим текстам из Священного Писания стали прибавлять тексты, посвященные тем или иным праздникам, а потом и сами библейские песни читать перестали, читали только то, что посвящено празднику, что и стало называться каноном. Вы же читаете дома канон к Причастию и наверняка видели первую песнь: «Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися». Это напоминает нам о том, что эта первая песнь из древнего монашеского правила была посвящена переходу евреев через Красное море. Дальше, в восьмой песни, мы увидим отрывок про трех отроков в печи вавилонской. И каждая песнь канона была связана с каким-то текстом из Священного Писания. Сейчас они обычно у нас не используются, только в некоторых строго уставных монастырях, а Великим постом используются везде и поются вместе с каноном на будничных службах.

– А почему эти библейские песни поют только на будничных службах, почему их не поют в субботу и воскресенье? Это ведь пост…

– Суббота и воскресенье – это не пост, я уже говорил об этом. Эти тексты действительно замечательные, очень глубокие, но при этом очень сложные, и очень непросто их воспринимать: и церковнославянский язык не всегда понятный, да еще и наша непривычка к Священному Писанию – к сожалению, мы порой его плохо знаем. А когда библейские песни чередуются с текстами, посвященными тому или иному святому, то сложно переключаться с одного на другое.

– Почему у нас нужно исповедоваться каждый раз перед Причастием, а в Греческой Церкви достаточно только общей исповеди?

– Действительно, традиция Русской Церкви не совсем такая, как в других Поместных Церквях. В чем тут дело? Во-первых, у нас в стране есть огромное количество людей, которые уверены, что они православные, и очень бы хотели причащаться, понимают важность этого, но их останавливает Исповедь. Человек уверен, что не делает ничего плохого: ну, конечно, я жене изменяю, но кто не изменяет, я же по любви это делаю? конечно, я на работе ворую, но кто же не ворует? Представление о грехе у людей часто совсем не такое, как в Евангелии, и, не будь у нас обязательной Исповеди перед Причастием, все эти люди, которые, конечно, по своим делам членами Церкви не являются, спокойно пошли бы причащаться с уверенностью, что они особенно и не грешат и все делают правильно. А так Исповедь людей хотя бы немножко останавливает.

Кроме того, я думаю, каждый из церковных людей наблюдал пользу от Исповеди. Понятно, что часто Исповедь становится формальной, что многие грехи повторяешь и можно после Исповеди даже бумажку, где их написал для памяти, не выкидывать, потому что знаешь: в следующий раз будет все то же самое. Но помню, когда я еще поступал в семинарию, от каких-то грехов я смог избавиться только из-за страха перед Исповедью. К сожалению, часто так бывает: о Боге не думаешь, нет чувства, что Господу неприятны твои грехи, а вот рассказывать их одному и тому же священнику, тем более если это строгий духовник, как-то боязно. Думаю, у многих есть такой опыт.

Мне кажется, наша традиция приносит пользу, и я знаю, что в других Церквах, где эта традиция не сложилась, есть большие проблемы, с этим связанные, многие вообще перестают исповедоваться. Думаю, если у человека есть духовник и сам человек церковный, то можно найти какой-то оптимальный вариант. И если человек действительно живет церковной жизнью, исповедуется у постоянного священника раз в две недели, а причащается так часто, как может и как ему по силам, то это вполне нормально и хорошо. Но это сложный момент. Как легко начать себе поблажать и давать себе какие-то послабления! Поэтому здесь требуется большая осторожность.

И есть еще одна серьезная проблема: часто мы Исповедь и Причастие не сочетаем с глубокой внутренней духовной жизнью. Ведь христианство предполагает, что ты ежедневно над собой работаешь. Но это отдельная, глобальная тема.

– Что такое парастас? Почему мы служим три парастаса подряд?

– Действительно, во время Великого поста три субботы подряд мы совершаем поминовение усопших, и это связано с заупокойным богослужением, которое в нашей традиции стало называться парастас, когда на вечернем богослужении духовенство выходит в центр храма перед столами с едой, читает 17-ю кафизму, которая посвящена поминовению усопших, и совершается особая молитва за усопших. Почему совершается три раза подряд? Дело в том, что по церковному Уставу любая суббота, когда не случилось какого-то праздника, посвящается поминовению усопших. И, по сути, в течение всего года в любую субботу, когда нет какого-нибудь праздника, можно и даже нужно совершать такое же заупокойное богослужение. Эта традиция у нас ушла, а Великим постом, как вы уже заметили, многие моменты в богослужении больше отсылают к древности: древние библейские песни, какие-то традиции, связанные с чтением Священного Писания, и вот эта традиция, что все субботы Великого поста, куда не попал какой-то праздник, посвящены поминовению усопших. В первую субботу мы вспоминаем Феодора Тирона, пятая суббота – это акафист Пресвятой Богородице, шестая – Лазарева суббота, а в те три субботы, куда никакой праздник не попал, мы поминаем усопших. Если вдруг на одну из этих суббот попадает праздник, например Сорока Севастийских мучеников, заупокойное поминовение отменяется. Это просто древняя традиция.

– Почему в Церкви практически не осталось творчества? Мы используем только то, что придумали до нас.

– Я бы не сказал, что творчества совсем не осталось. Прославляют новых святых, и этим святым пишутся богослужебные тексты. Появляются какие-то новые богослужебные последования, Священный Синод постоянно утверждает какие-то новые молитвы, какие-то чинопоследования, связанные с реалиями современной жизни. Та же самая пассия, которую мы служим каждое воскресенье Великого поста и к которой мы все привыкли, вошла в традицию только в последние 50 лет.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, про таинство Соборования. Прощаются ли при Соборовании забытые грехи?

– Это таинство упоминается в Священном Писании. В послании апостола Иакова прямо сказано:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).

Здесь, как видите, речь идет в первую очередь об исцелении телесной болезни, но вместе с этим говорится и о прощении грехов. То есть и болезнь исцеляется, и грехи прощаются. Это и есть два смысла, связанных с этим таинством: во-первых, мы молимся о нашем телесном здравии, а кроме того, мы молимся о прощении наших грехов.

На Соборовании мы молимся и о телесном здравии, и о прощении грехов

Как известно, это бывает даже медицинским фактом: грехи часто влекут за собой болезни. Все знают, какие болезни бывают от объедения и пьянства, но и другие грехи часто связаны с болезнями – не напрямую, но так или иначе. И поэтому, конечно, прося об исцелении от болезни, мы просим и о прощении грехов.

То, что по молитвам Церкви грехи прощаются, это несомненно. Другой вопрос: какие грехи, забытые или незабытые? как именно прощаются и так далее… Я бы в это даже не углублялся, потому что четкого ответа в Предании Церкви нет. Кто-то из святых об этом пишет, но это отдельные, частные мнения. Будем приступать к этому таинству с верой в то, что Господь и телесно нас исцелит, и грехи простит, а углубляться в то, что и как простится, не будем. Господь разберется.

– Батюшка, а если нет духовника, как молиться об этом и как его искать?

– Во-первых, я бы предостерег вас от поиска старцев, потому что еще святитель Игнатий в XIX веке писал, что старцев в наше время нет, и поэтому найти такого священника, который бы непосредственно говорил вам волю Божию, описывал бы в каждой ситуации, как поступать, вряд ли получится, и с этим надо сразу смириться. А если получится, то велика вероятность, что это будет не старец, а лжестарец, который просто будет пытаться вами манипулировать. Святитель Игнатий по этому поводу очень мудро пишет, что в наше время важно жить по совету, то есть с кем-то советоваться, но при этом решение все равно остается лично за человеком. Он пишет, что нашему времени не дана благодать полного послушания. Но, конечно, полезно, когда есть духовник: не старец, который руководит вашей жизнью, а просто священник, которому вы постоянно исповедуетесь.

Конечно, ища духовника, важно молиться. А еще важно присматриваться к священникам. Есть храм, куда вы ходите. Предположим, там несколько священников. К одному пришли на Исповедь раз, другой, третий. Спросили что-то, он вам ответил, и вы видите, что помогает. И если складываются теплые духовные отношения, то через некоторое время можно уже и спросить: «Батюшка, можно, вы будете моим духовником?» Думаю, если это сочетать с молитвой, то обязательно произойдет такое обретение. А если не вышло, не расстраивайтесь. Конечно, хорошо, когда есть такой священник, но это вовсе не является непременным условием для спасения. Получится – слава Богу, не получится – тоже слава Богу.

Я в своей жизни встречал нескольких людей, которых могу назвать если не святыми, то приблизившимися к святости, и их всех отличало одно качество: они ко всему относились спокойно. Думаю, если мы будем стараться ко всему относиться спокойно, это будет очень полезным качеством.

– Когда возникла Пасха как праздник?

– Пасхой называли свой праздник еще иудеи, когда вспоминали свой выход из Египта и переход через Красное море. А празднование Воскресения Христова христианами появилось с I века, с самого начала христиане праздновали Пасху. Были разные традиции, когда Пасху праздновать, но при этом это первый и, может быть, единственный праздник в древней Церкви, который совершался.

– Почему в праздник Пасхи не читается Псалтирь?

– Пасхальное богослужение вообще особенное, оно полностью посвящено переживанию радости праздника Пасхи. Я бы не сказал, что Псалтирь вообще не читается: в богослужении-то псалмы все равно остаются. Псалтири действительно уделяется гораздо меньше внимания, потому что все посвящено пасхальным текстам, пасхальным песнопениям, но это совершенно не значит, что мы дома не можем почитать Псалтирь, тем более что многие псалмы также посвящены радости, восхвалению и прославлению Воскресения Христова.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Источник: Сретенский монастырь