Среди двенадцати главных церковных праздников издавна выделялся один особенно любимый на Руси. Это Успение Пресвятой Богородицы. Особое благоговейное отношение верующих к этому празднику нашло свое выражение в обилии на русской земле именно Успенских храмов.
Духовную важность Успения подчеркивает двухнедельный пост, подготавливающий нас к этому дню. Не случайно Успение называют еще Богородичной Пасхой. Хотя Церковь и вспоминает телесную смерть Божией Матери, но богослужебные песнопения призывают не скорбеть, а радоваться. Почему? Попытаемся найти ответ в самих молитвенных текстах.
В самом первом праздничном песнопении верующие услышат: «О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме» (рус. перевод: «О дивное чудо! Источник Жизни кладется во гроб, и могила становится лестницей к Небу; веселись, Гефсимания, святой дом Богородицы»). Несложно увидеть яркие параллели между Успением и Воскресением Христовым (теперь становится понятным и выражение «Богородичная Пасха»). Например, гроб Господа в богослужебных стихирах называется «живоприемным» или «живоприятным» — принявшим в себя жизнь.
Это похоже на игру слов, противоположных друг другу: жизнь и гроб, смерть и радость. Так раскрывается не только духовный смысл Успения, но и богословское понимание смерти. Что такое смерть после смерти и воскресения Христа? Нам ответит апостол Павел: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Смерть становится переходом к новой, будущей жизни, ожиданием вечности. Стоит отметить, что и день памяти любого святого — это, как правило, день его кончины, именно он является церковным праздником.
Но зачем на Успение в храмах отдельно совершается чин Погребения Божией Матери? Что это за богослужение?
Если вы ни разу не были на чине Погребения Пресвятой Богородицы, обязательно побывайте на нем. По торжественности и глубине он не уступает службам Великой Пятницы, своеобразной копией которых и является. Только сначала узнайте в своем храме, когда именно будет совершаться эта служба. Где-то Погребение служится в соединении со всенощным бдением накануне Успения (27 августа), в других храмах — в день праздника вечером (28 августа), в третьих — на второй или третий день после дня Успения (29 или 30 августа).
Почему так? На самом деле в Типиконе (Уставе богослужения) мы не найдем каких-либо указаний на счет дня и времени совершения этого чина, он появился гораздо позже формирования Типикона, по которому живет сейчас Православная Церковь. Вероятно, что служба Погребения, или «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», возникла не ранее XVстолетия (по богослужебным меркам — довольно поздно) в Иерусалимской Церкви, и уже оттуда перешла на греческий Восток и в Россию. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание о ней относится к XVIвеку.
Первоначально эта служба состояла из чтения 17-й кафизмы с особыми богородичными припевами, а свой сегодняшний вид приобрела в конце XIXвека, когда были написаны особые песнопения для этого дня. «Колыбелью» службы Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения в Гефсиманию совершался крестный ход с плащаницей от подворья монастыря в самом Иерусалиме. Шествие с богородичной плащаницей было символическим воспоминанием о перенесении тела Девы Марии из Сионской горницы в Гефсиманский сад — к месту, где апостолы погребли Ее.
Богослужение в Иерусалиме начиналось ночью, а крестный ход должен был закончиться с восходом солнца. Плащаницу полагали в пещеру — гроб Богоматери. Стекавшиеся на этот торжественный чин паломники и перенесли его впоследствии в свои страны.
Если в Иерусалиме чин Погребения связан с конкретными местами земной жизни Пресвятой Девы, то в Русской Церкви он стал совершаться в богородичных храмах, прежде всего — Успенских. В нашем Типиконе день Успения был дополнен припиской, что по изволению настоятеля может быть совершено «надгробное пение» Богоматери.
Первым храмом Русской Церкви, где «надгробное пение» в день Успения Пресвятой Богородицы стало регулярной праздничной службой, был Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Затем эта традиция утвердилась также в соборном храме Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Хотя Успенского храма в костромском монастыре не было, но в Богоявленском соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая святыня Русской земли и царского рода Романовых. Затем, уже в XIXвеке, чинопоследование Погребения по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, стало совершаться в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
Повсеместное распространение этот чин получил в XX веке, после революционных событий в России. Митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Русской Церкви, писал о совершении службы Погребения, рекомендуя выделять для этого чина день после 28 августа.
Чин Погребения духовно переносит нас в Гефсиманский сад, где мы вместе с учениками Христа следуем в погребальной процессии. Это следование знаменует собой крестный ход с плащаницей, который становится торжественным эпилогом всей службы.
Обычно богородичную плащаницу износят из алтаря в центр храма на всенощном бдении накануне праздника (в некоторых храмах, где чин Погребения совершается в день Успения вечером или на следующий день, плащаницу могут износить на самом чине), и дальнейшее богослужение совершается уже перед плащаницей.
Все песнопения чина Погребения, кроме Похвалы — стихов 17-й кафизмы с особыми припевами и тропарей по кафизме — взяты из службы Успения. Выделим среди них стихиру на Хвалитех, перед Великим славословием: «На безсмертное Твое успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху» (рус. перевод: «На бессмертное Твое успение, Богородица Мать Жизни, облака поднимали на воздух апостолов»). Здесь еще раз подчеркивается победа над смертью — Божия Матерь не умирает, но бессмертно засыпает.
С особой торжественностью звучат «благословенны», или тропари по Непорочных (песнопения, следующие сразу за 17-й кафизмой, которая и именуется в уставе «Непорочны», по начальному стиху — «Блаженны непорочнии в путь»). Они составлены по примеру воскресного песнопения «Ангельский собор». В чине Погребения эти тропари обращены к Пречистой Деве: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся, душу же в руце Бога предавшую и с Богом возшедшую, Пренепорочная, со славою Божественную в небесная» (рус. перевод: «Удивилось ангельское собрание, видя Тебя причисленную к умершим, душу же вручившую в руки Божии и с Богом вознесшуюся во славе Божественной на Небеса, Пренепорочная»).
Чин Погребения — довольно продолжительное богослужение, но при этом очень легкое, если можно так выразиться, и радостное. Ведь мы прославляем Пресвятую Деву, которая в небесном откровении на третий день после смерти и погребения обратилась к апостолам со словами: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Эти же слова обращены и ко всем нам.
Священник Василий Куценко
Источник: Православие и современность