Всенародное пение

Всенародное пение

Всенародное пение



Ирина Санчес (с)

«Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доносится из приоткрытых дверей храма. Сегодня у нас по расписанию пение акафиста. Не просто пение, а всенародное пение.

Феномен всенародного пения на богослужении ведет свою историю с первых веков христианства. В Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Какие-то песнопения от начала до конца исполнялись сообща, какие-то звучали от лица  канонарха, а последние строки либо повторяющиеся предложения в них пелись всеми молящимися. И тогда не вставал вопрос о профессионализме певчих, о том, насколько они религиозны и благочестивы. Как приобщение к Святым Таинам, так и всенародное пение, было знаком глубокой соборности Христианской Церкви.

Шло время, светская культура, вышедшая из монастырских стен и набравшаяся чисто мирских пониманий, оказала не только положительное влияние на развитие певческого церковного искусства, но и привнесла в него определенные трудности. Одной из этих трудностей и стало разделение молящихся на категорию поющих в хоре и просто «предстоящих и молящихся». Тем не менее, в наши дни наблюдается положительная тенденция заинтересованности верующих в возможности соучастия в богослужении в качестве «певчих из народа».

Следует сразу оговориться, что в разных храмах отношение к всенародному пению различное. Есть храмы, где любой вид пения народа находится под строжайшим запретом, есть храмы, где активно действуют так называемые «любительские хоровые коллективы», набранные из прихожан, есть храмы, где часть песнопений на богослужении исполняется всеми присутствующими под руководством диакона либо регента. Поэтому, если у вас появилось серьезное намерение послужить Богу своим пением, обойдите близлежащие храмы и наведите справки по этому вопросу.

Любительский хор, чаще всего, поет на литургии либо в будние, либо в субботние дни. Литургия – самое «простое» в уставном отношении богослужение. Данный факт обусловлен малым количеством изменяемых песнопений и стабильным последованием священнодействий.

Для того чтобы попасть в число «любителей», скорее всего, будет необходимо пройти предварительное прослушивание. В дальнейшем в обязательном порядке в обязанность вменится посещение репетиций, которые называются «спевки». На спевках хор разучивает новые произведения, повторяет особенности службы, возникающие в связи с двунадесятыми праздниками, знакомится с текстом тропарей, последование которых практически никогда не бывает одинаковым в течение многих лет.

Такой формат пения подразумевает повторение песнопений дома и наличие достаточно твердого намерения знать и понимать основные богослужебные тексты. «Новички» в любительском хоре должны прислушиваться к «бывалым любителям» и относиться к делу с удвоенным старанием.

Также следует на пороге храма раз и навсегда оставить желание делать замечания и исправлять тех, кто, на ваш взгляд, поет неверно. Любые замечания и внесение корректировок в пение находятся в полной компетенции одного-единственного человека в хоре – регента. В противном случае произойдет эффект «лебедь, рак и щука», который повредит общему делу и стабильным последованием священнодействий.

Во многих храмах выделено несколько песнопений, как на утреннем, так и на вечернем богослужении, предназначенных для всенародного пения. Зачастую перечень «репертуара» выглядит так:

1) на литургии:

  • Символ веры – молитва, содержащая основные догматические истины православного вероучения. Поется после диаконского возгласа: «Двери, двери! Премудростию вонмем!»
  • «Отче наш» – молитва Господня, данная Самим Христом ученикам. Следует после возгласа: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца – и глаголати»;
  • «Господи, помилуй» во время чтения поминальных записок;
  • псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время» – поется перед Причастием (не во всех храмах);
  • «Тело Христово приимите» (во время причащения мирян).

2) на всенощном бдении:

  • «Богородице Дево, радуйся» – представляет собой архангельское приветствие, обращенное к Божией Матери в день Благовещения (в день извещения о предстоящем Боговоплощении). Поется в конце первой части богослужения (вечерни) после чтения «Отче наш» по «Ныне отпущаеши»;
  • «Воскресение Христово видевше» — хвалебная песнь Воскресению, которая звучит сразу после чтения Евангелия на второй части всенощного бдения (на утрени);
  • «Величит душа мя Господа» – слова, сказанные Девой Марией при посещении Елизаветы после Благовещения (Лк. 1; 46–55). Песнопение поется во время каждения храма после 8 песни канона.

Слова вышеперечисленных песнопений можно найти в книгах, специально предназначенных для всенародного пения в храме либо просто содержащих чинопоследование литургии и всенощного бдения.

В основном, пением народа на службе руководит либо диакон, либо псаломщик, стоя на солее, лицом к присутствующим. В редких случаях для дирижирования в эти моменты может выходить регент, либо «доверенный» певчий из хора.

Также бывают ситуации, когда настоятель готов рассмотреть, например, вариант общенародного пения молебна, но нет человека, который взял бы на себя ответственность непосредственно руководить процессом пения. Если у вас окончена музыкальная школа или есть хорошие музыкальные задатки и решительный характер, вполне возможно ваше служение в качестве «любительского регента-запевалы».

Первое правило, которое необходимо четко помнить при выполнении подобных функций: вы должны уверенно знать, что именно вы хотите спеть и показать рукой. В противном случае народ, как правило, преданно смотрящий на ваши малейшие движения, но не всегда верно понимающий их, «потянет» вас за собой. Темп будет либо замедляться, либо неимоверно разгоняться при пении слов на одной ноте, высотность звучания будет снижаться.

Второе правило: все дирижерские движения должны быть укрупненные, немного жесткие, хорошо понятные окружающим. Здесь абсолютно не пригодится жест профессионального дирижирования, загроможденный излишними изысками. В данной ситуации необходимо ясно показывать смену длительности и смену высотности, причем так, чтобы вас видели не только стоящие в первом ряду. При этом, конечно же, рука не должна «идти сзади» текста, жест должен совершаться чуть заранее.

Третье правило: при всей строгости не забывайте по-доброму относиться к вашему «хору». Постепенно сформируется «костяк» из приходящих постоянно людей, которые будут служить Богу и вам верой и правдой. Не погнушайтесь познакомиться с ними, ободряюще улыбнуться после богослужения. Все ваши доброжелательные действия по отношению к поющим, сторицей вернутся к вам и помогут вдохновенному служению на ниве Божией.

Четвертое правило: постарайтесь правильно расставить «опорных певчих». Из сформировавшегося «костяка» вам необходимо выделить на слух тех, кто поет более уверенно и чисто. Поставьте их рядом друг с другом и недалеко от себя – так будет создан ансамбль, держащий основную мелодию. Людям можете объяснить, что верная расстановка при пении – необходимая часть качественного исполнения песнопений, ведь в хоре все должны не только стремиться безошибочно петь, но и прислушиваться друг ко другу, не превращаясь «из хористов в солистов».

И пятое правило: ни в коем случае не допускайте даже мысли о том, что «такой-то поет фальшиво», «кроме меня, всем медведь на уши наступил». Как бы ни выглядела реальная обстановка в профессиональном музыкальном отношении, не забывайте об основной цели всенародного пения. Соборное служение Богу молитвой, выраженной в форме пения – вот то, ради чего люди приходят на такие службы. Именно поэтому в особой непередаваемой манере звонко звучат песнопения, укрепляя веру, помогая прочувствовать общность всех собравшихся и присутствие Самого Христа среди славящих Имя Его «единым сердцем и едиными усты».