Кощунство

Кощунство

Кощунство

Это преступление против святыни Господней так же плохо понимается современными невоцерковленными людьми. Связано это с неясностью, расплывчатостью или даже отсутствием самого понятия “святость” в современном мире.

Современный человек, не зная границы между должным и недолжным, святостью и кощунством, относится к святости двояко: или думает, что в Церкви ему “ничего нельзя”, все здесь — святыни, а потому чувствует себя в храме как бы “замороженным”; боясь даже пошевельнуться, не зная, где и как можно стоять, как передвигаться в храме, в каком виде и в какой одежде и т.д. Во многом такому страху способствуют недоброжелательные церковные служители, а чаще — служительницы, которые могут даже поднять крик, если, например, в храм войдет человек в неподобающей одежде.

Иной вариант — современный человек бунтует, считая само понятие “кощунство” устаревшим, недемократичным и ненужным. И тогда — все мне позволено, принимайте меня таким, какой я есть, я имею право всюду, в том числе и в храме Божьем, вести себя так, как я считаю нужным.

Поэтому танцы и куплеты в храме, да еще на солее, конечно, недопустимы, особенно, когда это совершается без разрешения настоятеля. Однако это не значит, что в храме не может быть музыки, поэзии, научных докладов и их обсуждения. Дело в данном случае не в том, что там делается, но в ином: соответствует ли это духу и смыслу предназначения храма, самочинное ли это действие или оно получило благословение священноначалия. Во время богослужения, такие действия, безусловно, недопустимы. Богослужение всегда целостно, направлено к Самому Господу Богу и призвано сделать единым всех предстоящих людей, сделав его настоящим народом Божьим. Но после богослужения в помещении храма возможно многое: и учеба, наставление прихожан в понимании Священного Писания, христианского богословия. Возможно также проведение занятий с оглашаемыми, подготовка к крещению или воцерковлению, научение всех желающих основам церковного пения.

Проведение научных конференций, музыкальные концерты, и многое иное вполне возможно и даже достойно присутствовать в храме, который в таком случае станет центром жизни не только духовной, но и культурной, научной, музыкальной и т. д. 

Однако, надо помнить, что храм, церковь — источник и центр Жизни. Поэтому все, что соответствует жизни, в ней может присутствовать: и выставка настоящей живописи, и выставка детских рисунков. Но все, что способствует умалению жизни, ее разложению, уничижению присутствовать в храме не может.

В точном смысле слова “кощунство” есть пренебрежительное или недостойное отношение к святыне, или обращение с ней. Главная и, собственно говоря, единственная Святыня Церкви Христовой — это Святое Тело и Святая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому с таким благоговением и осторожностью выносятся Святые Дары для преподания всем верным членам церкви. Любая небрежность по отношению к Святым Дарам есть страшный грех, даже, по церковным правилам, “грех смертный”. Священник, нечаянно уронивший Святые Тайна, отстраняется от служения на какой-то срок (в зависимости от того, как произошло это ужасное событие: толкнул ли его кто-то, или он сам совершил неловкое движение). А тем более страшным является преступление против Святых Таинств, совершенное не по неосторожности или небрежности, но злонамеренно. Это и есть, собственно говоря, кощунство.

Различных видов и случаев кощунства не счесть, но даже писать о них более конкретно рука не поднимается, настолько это неприятно и гадко. Основной смысл здесь в том, что кощунство — это использование Святых Таин в магических или иных мерзких намерениях. 

К кощунству также относятся любые церковные священнодействия со стороны людей, не имеющих священнического посвящения. (Пожалуйста, не путайте священнодействия — совершение Таинств церковных, с различными формами молитвы!)

Ветхозаветное представление о священстве с легкостью или переносится в новозаветную Церковь, или вовсе отвергается. Поэтому следует познакомить оглашаемых с различием ветхозаветного и новозаветного священств, с понятием царственного священства, встречающимся уже в Ветхом Завете как пророчество: вы будете у Меня царственным священством и народом святым (Исх. 23:22) и исполняющимся в Новом Завете: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет. 2:9).

Впрочем, люди, уже достаточно долго пребывающие в церкви, также нередко не понимают, что такое «кощунство». Опыт показывает, что без достаточно точного представления об этом смертном грехе люди не обретают в Церкви свободу. Поэтому следует говорить и объяснять людям, приходящим в церковь, что есть святыня в Церкви Христовой, как следует с ней обращаться, и что делать в храме нельзя.

и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти (Числ. 1:51)

Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти (Числ 3.10)

А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти (Числ. 3:38)

и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти (Числ. 18:7)

А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля (Втор. 17:12)

Смертные грехи в Священном Писании.Илья Яковлевич Гриц