Рождение Марии

Рождение Марии

Рождение Марии

День рождения Марии — это самое первое событие в евангельской истории. Если мы попробуем хронологически прослеживать последовательность евангельских событий, то раньше Рождества Богородицы есть только одно: зачатие самой Марии, которое церковный календарь помещает девятью месяцами раньше праздника Рождества Богородицы (22 декабря). Рождество Богоматери — первый праздник новозаветной истории. День рождения Той, которая примет в себя Предвечного сына Божия и даст миру Христа. Это — грань Ветхого и Нового завета.

Когда человек находит в мысли, культуре, этике некую границу — он естественно спрашивает себя: какое отношение имеет эта граница к нему самому? Он сам — по какую сторону этой грани? Если мы видим границу Заветов, спросим себя: по какую сторону этой важнейшей библейской границы оказались мы сами? Взгляд на календарь мало поможет при ответе на такой вопрос. Здесь надо заглянуть поглубже в мир нашей совести.

Любой календарь, любая газета и книга говорят нам, что история мира разделена Христом на две эпохи: “до Рождества Христова” и “по Рождестве Христовом” (в советское время это неистребимое из европейской истории деление стыдливо именовалось “до н.э.” и после “н.э.”). Но было бы слишком просто считать, что любой родившийся больше чем 2000 лет назад — жил “до нашей эры”, вне нее, а каждый, кто ухитрился прийти в наш мир после Сына Марии — просто в силу этого календарных обстоятельств оказывается сыном христианской эпохи. Нет — и до Христа были люди, которых древние отцы Церкви называли “христианами до Христа”. И после Его рождения кто-то неудержимо, всем образом своей жизни и инерцией мысли стремился назад, в доевангельский мир.

А значит — не так уж прост и вопрос в какой мир мы помещаем себя сами: в тот, где уже прозвучала Нагорная проповедь или туда, где Моисей остается единственным и последним Законодателем.

То, что Россия сегодня живет отнюдь не по Евангелию — очевидно. Наши желания, наши опасения, наши надежды и наши тревоги вытекают отнюдь не из Нагорной проповеди. Но можем ли мы сказать, что хотя бы пресловутые “десять заповедей”, составившие основу Ветхого Завета, усвоены нами? Это вопрос о том — как далеко зашел духовный регресс России в ХХ веке. Остались ли мы (не в отдельные личности) в массе своей, в своем “социологическом идеале” и по стилю жизни народом христианском культуры? Отброшены ли мы к Ветхому Завету? Или мы вообще выброшены прочь за пределы Библейской истории? Выброшены во тьму внешнюю, во тьму магического язычества, воинствующего материалистического нигилизма (“я имею право на счастье — а потому не мешайте мне потреблять все, что я могу потребить! Я буду есть и пить и гулять — ибо завтра я умру!”)…

Присмотримся в связи с этим к празднику Рождества Богоматери. Родители Марии — праведные Иоаким и Анна — достигли уже преклонного возраста. Пятьдесят лет прожили они в браке и все же оставались бездетными. Их бездетность была более, чем просто семейной печалью. Человек, лишенный детей, по представлениям ветхозаветного народа, оказывался вне истории. Он не оставлял по себе следа и потомства в Израиле. А значит сам Бог, Податель жизни, желает вычеркнуть этот род из книги жизни… И вот мы видим, как священник Иссахар отказывается даже принимать дары, которые Иоаким приносит в храм: “если бы Бог внимал твоим молитвам, Иоаким, Он дал бы тебе детей”.

О том же плачет и сама Анна: “Горе мне бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дочерей Израилевых, что одна пред всеми женами унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, все утешаются своими детьми: я же одна чужда этой радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи, плод свой, я же одна неплодна. Даже с землею не могу я сравнить себя: ибо и она проращивает семена и принося плоды, благословляет Тебя! Я же бесплодна на этой плодоносящей земле!”.

И этот плач о нерожденных детях проходит через весь Ветхий Завет. Утратили мечту о ребенке Авраам и Сарра, переступившие порог восьмидесятилетия. Но плач об этом они сохранили, и Бог дал им сына. Анна, будущая мать пророка Самуила, буквально вымолила себе сына. Женщины всего Израиля оплакивали предстоящую неизбежную смерть дочери Иеффая. Оплакивали не потому, что она умрет, а именно потому, но умрет, не успев оставить детей своему народу. А вот обратное проявление того же чувства: разбита армия израильтян. Умер, получив известие о гибели армии и смерти своих сыновей первосвященник Илия. Ставшая вдовой жена одного из сыновей Илии в это время рожает сына, и умирает сама. Однако ее, все потерявшую и умирающую, утешают: “не бойся, ты родила сына!” (1 Цар. 4,20).

Для того сознания, которое называют “ветхозаветным” (нередко с оттенком уничижительности), ребенок — это чудо Божие, величайший дар, которым Бог может наградить человека. Ева, первая женщина на земле, впервые пройдя роды, и при виде первенца говорит удивительные слова: “приняла человека я от Господа”. И так естественно при этом сознании выглядит ответное дарение: и Анна, мать Самуила, и Анна, мать Марии отдают своих детей на служение Богу: Ты дал детям жизнь — так пусть их жизнь будет прославлением Тебя! Да и в целом законодательство Моисея предписывало первенца посвящать Богу (Исх. 22,29). В этом — смысл обряда обрезания. И этот смысл (вкупе с новыми, другими) присутствует в христианском крещении младенцев.

А мы, люди ХХ века, так же ли понимаем зачатие и рождение детей? Так же мы благоговеем перед тайной новой жизни? Нас возмущает жестокость некоторых эпизодов древнеизраильской истории. Но ярость израильтян по отношению к язычникам станет понятнее, если мы, с одной стороны, что сколь драгоценна для людей Библии была детская жизнь. А, с другой стороны, вспомним также, что у тогдашних палестинских язычников младенцы сжигались во славу Ваала…

Боги язычников — это всегда боги бытового благополучия. “Поклонись мне — и я, а не Тот небесный тиран, дам тебе и богатство и здоровье!”, — увещевают языческие божки человека, созданного Единым Богом. Во имя сытости и комфорта Израиль готов был отречься от Моисея и Бога и вернуться в египетское рабство. Во имя этого же комфорта палестинские племена готовы были приносить в жертву своих младенцев. И ту же цену детской жизни назначают русские женщины… Сегодня они тоже готовы убивать своих детей — лишь бы жить в относительном благополучии. На одного ребенка, которому русские женщины разрешают родиться, приходится трое убитых ими же во чреве. Три аборта — на одно рождение. И мы просим, чтобы Бог благословил миром и довольством такую Россию?

На пороге какого Завета мы находимся? На грани “Третьего Завета”, который обещают оккультисты и “Богородичный центр”? На грани Нового, евангельского, Завета? Или мы по своему уровню нравственного развития выкатились даже за порог Ветхого Завета? Много человеческих грехов и преступлений описано в Библии. Но не встречаем мы в Ветхом Завете греха детоубийства, греха умерщвления ребенка еще во чреве матери.

Скажете — “мир страдает от перенаселения”? Не из-за того ли, что слишком много рождается китайцев, русские женщины должны убивать своих детей?! Россия, центральная, северная Русь превращается в пустыню. Сибирь и поныне полупустыня. Это у нас-то “перенаселенность”?!

Скажете — “это еще не человек”, а лишь “зародыш”? Но главное всегда открывается лишь любящему взгляду. Так вот, когда женщина ждет и желает ребенка еще задолго до рождения она называет его “наш малыш”. А если не желает — она убивает его уже своим словом: “плод”. Скажите какой-нибудь женщине, которая соскучилась по ребенку, и наконец (например, после искусственного оплодотворения), забеременела, что тот, чьи шевеления под сердце она уже почувствовала, отнюдь не человек, не “сыночек”, а всего лишь “звереныш”, “эмбрион”. Какой взгляд вы получите в ответ?

Аборты сегодня объясняют желанием дать «нормальное» воспитание детям: пусть, мол, будет один ребенок, но зато он будет расти в достатке… Слыша о применении абортов «по социальным показаниям», я готов ответить почти притчей.

Представьте себе, что у меня есть трое детей. Но вот наступает август 98-го… Крах рубля. Резкий взлет курса доллара и цен. Моя зарплата съеживается в два раза. И тогда я собираю семейный совет и объявляю: поскольку наши доходы резко снизились, то у нас не будет возможности жить, как прежде. Я‑то хотел моим старшим девочкам дать музыкальное образование, научить их языкам… А теперь у нас нет денег на репетиторов. Я хотел, чтобы старшие дети не испытывали комплексов по поводу своей немодной или дешевой одежды. Но отныне у нас уже не будет возможности покупать им новые приличные вещи… Но неужели мы пожертвуем комфортом, благополучием и будущей карьерой наших детей? Нет – я предлагаю убить нашего младшего, годовалого ребенка. Тем самы м мы избежим трат на него, а, значит, снизим общие семейные расходы – и за счет сэкономленной на младшеньком суммы, мы сохраним прежний уровень трат на старших детей. Все согласны?».

Не правда ли, образ отца, который уменьшает число своих детей, приводя это число в соответствие с уровнем падения рубля, кажется жуток. Но он более чем реален. Ибо нет никакой разницы между убийством младенца через полгода после его рождения или же его же убийством за полгода до его расставания с материнским лоном… Он – уже есть, он уже живой. И для него все равно – по каким мотивам вы убиваете его…

И тут у меня есть мольба к учителям. Тот из вас, кто отговорит хотя бы одну свою ученицу от аборта, спасет жизнь ребеночка, покроет тем самым множество своих собственных грехов! Я по себе знаю: в тот день, когда после моей лекции на переменке ко мне подошла старшеклассница и с дрожью в голосе сказала, что она теперь решилась рожать и не пойдет в абортарий… В тот день я понял, что все-таки не напрасно живу в этом мире. В тот день я с большей надеждой начал помышлять о Страшном Суде…

Итак, для этих древних евреев, которые несомненно жили беднее, скуднее, голоднее нас, малыш — это радость, величайшее благословение Господне. Для нас же, весть о предстоящем рождении становится ужасом и проклятием. Но не будет никакого “возрождения православия” в России, пока мы не дорастем до уровня Ветхого Завета. Сегодня мы ниже этого уровня, мы обманываем себя рассуждениями о “свободе во Христе”, о том, что благодать Нового Завета преобразила суровость ветхозаветных предписаний. Не то что Евангелие, но и десять Заповедей Моисея еще не проповеданы в “Российской Федерации”. Оккультная пропаганда твердит что, мы стоим на пороге “эры Водолея”, эры “Третьего Завета”. Полноте, какой “Третий Завет”, если мы и до Первого не доросли. Примерим к себе десять заповедей того, Ветхого Завета:

Первая заповедь: “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня”. Как раз “другие боги” сегодня настырны и популярны как никогда. “Боги” Египта, Индии, Китая, Тибета, “боги из НЛО” и “астральные духи” заполняют вакуум, созданный в душах россиян прежней богоборческой властью. Для человека Ветхого Завета, равно как и для христианина немыслимо сочетание служения Единого Богу с почитанием какого-нибудь “махатмы” или “аватары”, посещением центров “Аум Сенрике” или “сохаджи-йоги”. Сегодняшний россиянин скорее склонен возмущаться, когда ему говорят, что такое “совмещение” кощунственно.

Вторая заповедь: “Не делай себе кумира”. Каждый “культурный россиянин” считает сегодня своим долгом благоговеть перед именем и вероучением семьи Рерихов. Что ж — пусть с этой заповедью Бога рерихианцы (то есть добрая треть учительниц и работниц библиотек и домов культуры) сопоставят такую рекомендацию “Агни-йоги”: “Как готовить терафим? Нужно найти помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наслоила пространство и осела на предметах. На определенном месте слагается изображение любого вида из воска или глины или извести… При заклинаниях, как вы знаете, произносились распевы, составленные из странных, порою лишенных смысла слов. Но не смысл, но ритм имеет значение. Безразлично, в каких словах производится поручение терафиму. Нужно наполниться однородным устремлением, творя терафим. Каждый день не меньше трех раз нужно нагружать терафим” (Агни-йога. С.420–421). Жажда получить “заряженные мази” Чумака и прочую “энергетическую гумпомощь” из оккультно-астральных источников есть прямое воспроизведение классически-языческого отношения к идолам.

Третья заповедь: “Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно”. Похоже, это единственная заповедь, которая почти не нарушается в России: поскольку и Бог и имя Его забыты, то и “напрасно” они не произносятся.

Четвертая заповедь: “Чти день субботний”. Когда Израилю давалась эти заповеди, у него не было своей земли, а потому — в отличие от всех других народов — и не могло быть “святых мест”, мест, где особо ощутимо дыхание Бога. Но зато ему было дано “святое время”. Это время, когда человек должен собрать все свои мысли, а не просто частицу их, и хотя бы на некоторый промежуток всецело обратить себя к Богу. Воскресенье, увы, для среднего россиянина — время не молитвы, не приближения к Богу, а время максимального удаления от Бога: в бездельи и пьянстве.

Пятая заповедь: “Почитай отца твоего и матерь твою”. В каких случаях поминается в нашем языке мать — слишком хорошо известно. Для библейского же мышления это не просто невежливость, а святотатство, кощунство: родители, как и Бог — хранители тайны жизни. Оскорбление родника жизни — родителей — есть оскорбление Бога.

Шестая заповедь: “Не убивай”.

Седьмая заповедь: “Не прелюбодействуй”.

Восьмая заповедь: “Не кради”.

Эти заповеди явно не входят в моральный кодекс новых хозяев жизни, да и “старорусское” (точнее — “старосоветское”) большинство всерьез их не воспринимает: спекулянтов и “черных” — расстреливать! Если очень хочется — то, конечно, можно. И вообще кругом все воруют — чем я хуже других!

Девятая заповедь: “Не лжесвидетельствуй”. Это, наверно, самая нереализованная заповедь Моисея. Любовь людей к передаче очерняющих слухов и сплетен друг о друге всегда была неудержима, а в обществе, забывшем слово “грех”, “гласность” изначала была понята именно как право на чернуху.

Десятая заповедь: “Не пожелай имущества ближнего твоего”. В комментариях не нуждается.

Вот знаменитые “десять заповедей”, в исповедании “общечеловеческого значения” которых клялся каждый перестроечный публицист. Мы по ним — не живем. А значит, мы поставили себя за грань элементарной библейской порядочности. И если критерием нравственного развития общества брать не свободу выезда, а эти десять заповедей — то с 1985 года мы как общество не стали лучше.

Я не социолог и не буду давать рецептов очередной перестройки. Сегодня, в день рождения столь долгожданной Матери Божией, я просто хочу сказать, что кровь миллионов младенцев, потопившая русскую землю, делает наш народ народом-богоборцем. Ничего не изменится в нашей судьбе — если пропорционально количеству возрождающихся храмов будет увеличиваться число расширяемых абортариев. От мира язычества, от мира, приносящего жизни детей в жертву благополучия взрослых преступников, нам еще предстоит сделать шаг к Моисею-Законодателю. И лишь исполнив данные через него заповеди, мы сможем очистить наши сердца так, чтобы исполнилось в нас уже собственно евангельское: “блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Мария, дочь Анны и мать Иисуса! Умягчи сердца русских женщин! Всели в их сердца любовь в детям! Защити детей от неразумия и отупелости их матерей! Защити жизнь младенцев, которые уже дышат под сердцем наших женщин и которых еще не успели убить! Приведи к покаянию тех, кто успел очернить свою душу и уже пролил детскую кровь! Боже, прости нас! Верни нас к истинному и Новому Завету с Тобой!

Школьное богословие — диакон Андрей Кураев