Видит Иоанн Иисуса, идущего к нему

Видит Иоанн Иисуса, идущего к нему

На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым


Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, ст. 29 - 34.

29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

(Ин. 1, 29–34)

В словах сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, евангелист Иоанн Богослов раскрывает события, произошедшие после Крещения Господня и сорока дней пребывания Иисуса Христа в пустыне искушений. Спаситель выходит на Свое общественное служение, для чего Он и пришел на землю, но прежде вновь направляется на Иордан к Иоанну Крестителю.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о том, для чего Господь второй раз приходит на Иордан, пишет: «Иоанн крестил Иисуса вместе с другими многими, и многие могли предполагать, что Он приходил к Иоанну по той же причине, как и другие, то есть затем, чтобы исповедать согрешения и омыться в реке с покаянием, то Иисус и приходит снова, чтобы и самому Иоанну дать возможность исправить такое предположение. И действительно, Иоанн, сказав: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, совершенно уничтожил такое подозрение».

Титул «Агнца Божия», который Предтеча дает Спасителю, стал неотъемлемой частью нашего христианского богословия. Но, что же означали эти слова для иудеев, которые стали свидетелями описываемой встречи Иоанна Крестителя и Иисуса Христа?

Всем было известно, что в Иерусалимском Храме, каждое утро и каждый вечер приносили в жертву агнца за грехи народа Израилева, как предписывается в книге Исход, в 29 главе (Исх. 29, 38–42). Эти жертвы приносили каждый день с тех пор, как Храм был построен. Возможно, Иоанн Креститель хотел этим указать на то, что именно Иисус Христос есть тот агнец, который Своей жертвой, навсегда может искупить людей от греха.

У пророков тоже есть два упоминания образа агнца. Пророк Иеремия писал: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11, 19). И у пророка Исаии есть великая картина Того, Кто «как овца, веден был [...] на заклание» (Ис. 53, 7). У обоих этих пророков было видение Того, Кто своей любящей жертвой и своими безропотными страданиями искупит Свой народ.

Вполне возможно, что Иоанн Креститель имел в виду пасхального агнца, как указывает Александр Павлович Лопухин: «Креститель назвал Христа Агнцем Божиим в том смысле, что Его Сам Бог избрал и приготовил для заклания в жертву за грехи людей, подобно тому как евреи при выходе из Египта готовили агнцев, кровь которых должна была спасти их дома от грозного суда Божия (Исх. 12, 7). Бог давно уже избрал Этого Агнца (Откр. 13, 8; 1 Пет. 1, 20) и теперь давал Его людям – всем людям без исключения».

Агнец Божий – в этих словах есть нечто удивительное и поразительное, в них выражены любовь, жертвенность, страдание и триумф Спасителя. Но так же не менее удивительным было и другое свидетельство Иоанна Крестителя: Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1, 32). И именно при крещении Дух в силе снизошел на Иисуса Христа. Надо помнить, что в это время еще не было христианского учения о Святом Духе: полнота понимания придет к апостолам только после Пятидесятницы. Иоанн Креститель, говоря о Духе, должно быть, мыслил в иудейских категориях. А как Духа представляли себе иудеи?

Дух по-древнееврейски – «руах», что значит ветер. Этим словом обозначается Дух Божий в книге Бытия, когда описывается творение мира: и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Таким образом, одно из представлений Духа – это сила и источник существования жизни. По другой – ощутимое сошествие Бога в жизнь человека, как это происходило с пророками: А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, – говорит пророк Михей (Мих. 3, 8), а Исайя слышит от Бога такие слова: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил я в уста твои  (Ис. 59, 21).

Но в отличие от пророков, которые прибывали в Духе периодически, со слов Иоанна Крестителя нам открывается, что на Иисусе Дух Божий пребывал непрестанно, указывая на Божественность Мессии.