Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего со славою

Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего со славою

Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою


Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 13, ст. 24 - 31. 

 

24. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

25. и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

28. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

(Мк. 13, 24–31)

После предсказания о разрушении Иерусалима евангелист Марк приводит слова Христа о Его Втором Пришествии. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк. 13, 24–26).

Слова «в те дни» указывают не на то время, которое наступит после разрушения Иерусалима, а на время скорби. Тогда мир заполонят лжехристы и лжепророки, которые будут обличены явлением истинного Христа. И тогда, как пишет блаженный Феофилакт, «звезды померкнут от преизбытка света Христова и ангельские силы “поколеблются”, то есть ужаснутся, смотря на такой переворот в мире и видя сорабов своих судимыми. И тогда-то узрят Господа как Сына Человеческого, то есть во плоти, ибо видимое в Нем есть тело Его. Но хотя Он придет и в теле, и как Сын Человеческий, однако, “с силою многою и славою”».

Необходимо отметить, что Господь никогда не называет конкретного времени Своего Второго Пришествия, но указывает на признаки, которые должны быть нам понятны. Мы с вами должны увидеть эти признаки в целом, во всей жизни человечества. Неслучайно Спаситель рассказывает притчу о смоковнице: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето (Мк. 13, 28). Как о наступлении лета судят по ветвям смоковниц, так и о приближении кончины мира нужно будет судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь.

Борис Ильич Гладков отмечает, что в своих словах Господь подразумевает следующее: «Не забывайте указанных Мной вам признаков предстоящего разрушения Иерусалима; возьмите в пример смоковницу: когда ветви ее становятся мягки и листья начинают распускаться, то вы по этим знакомым вам приметам узнаете, что близко лето; так и в деле, о котором Я вам говорю: когда увидите, что начинаются предвозвещенные Мной события, то знайте, что близок, уже при дверях, и суд над народом израильским. Истинно говорю вам, что это случится скоро, что многие живущие ныне будут очевидцами всех бедствий и на себе испытают их; все сбудется так, как Я говорю, ибо скорее небо и земля могут уничтожиться, нежели Мои слова не исполнятся».

И неслучайно Христос говорит о таких признаках. Этими словами Он напоминает о необходимости постоянного бодрствования, м ы всегда должны быть на страже и жить под сенью вечности, готовя себя к тому, чтобы в любое время предстать перед Богом. Бодрствование предполагает наше внимание к миру и людям.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк. 13, 30 – 31), – эти слова Господа можно относить к кончине мира, где под словами «род сей» понимается род уверовавших во Христа, род, который, несмотря на все бедствия, сохранится до скончания века.

Блаженный Феофилакт замечает: «Родом называет не тех, кои тогда жили, но все поколения верующих. Поскольку Он сказал, что имеют быть смятения и войны, и перемены как в стихиях, так и в самых предметах, то, чтобы кто не пришел к мысли, не рушится ли когда-нибудь и христианство, Он говорит: нет! род сей, т.е. род христиан, никогда не прейдет. Небо и земля изменятся, а слова Мои и Евангелие Мое не рушатся, а пребудут навсегда, хотя бы и все поколебалось, и вера в Меня не оскудеет».

И действительно, эти слова являются утверждением непреложности сказанного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, мы не можем сомневаться и в том, что так же точно исполнится и пророчество о Его Втором Пришествии.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, еще раз напоминают нам о том, что всей Своей земной проповедью Господь говорил о Своем приближающемся Царствии, призывая каждого из нас к Себе. Будем же помнить, что только постоянное бодрствование и духовное бдение дает христианину возможность умереть для греха, постепенно восходя от силы в силу на поприще делания евангельских заповедей, а значит, приближая себя ко вхождению в Царствие Божие уже в земной жизни.