Наставник! Мы трудились всю ночь, и ничего не поймали

Наставник! Мы трудились всю ночь, и ничего не поймали

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть


Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 1–11. 

5.1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

5.2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

5.3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

5.4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5.5. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

5.6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

5.7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

5.8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

5.9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

5.10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

5.11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

(Лк. 5, 1–11)

Знаменитое озеро Галилеи известно под тремя названиями: Галилейское море, Тивериадское море и Геннисаретское озеро. Когда мы в последний раз слышали Его проповедь, Он был в синагоге, теперь же проповедует на берегу озера. Правда, Господь снова будет проповедовать в синагоге, но приближается время, когда дверь в собрание иудеев будет для Него закрыта и церковью для Христа станут берег озера или дорога, а кафедрой – лодка. Он будет там, где люди будут Его слушать.

Одним из ярких образов сегодняшнего евангельского текста является образ апостола Петра, а точнее, пока еще Симона. Именно к нему обращается Христос, повелевая отплыть на глубину и закинуть сети для лова. На что Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (Лк. 5, 5–6).

Святитель Феофан Затворник замечает: «Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока человек трудится один, и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь – потечет добро за добром».

И действительно, когда Господь предложил рыбакам забросить сети, каким бы усталым ни был Симон, он был готов попытать счастья еще раз. Несчастье многих людей заключается в том, что они опускают руки в тот момент, когда им нужно было сделать всего лишь одно усилие – обратиться за помощью к Богу.

Симон Петр, став вновь свидетелем чуда Христа, обращается к Нему со словами: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк. 5, 8–9).

Святитель Николай Сербский так рассуждает о словах апостола Петра: «Из чувства своей греховности и недостоинства он просит Господа выйти от него. Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности. Ибо, если человек поет Богу многочисленные гимны восхищения и благодарности, но не ощущает своей греховности, нет ему в том никакой пользы. Сие ощущение греховности ведет к покаянию, покаяние – ко Христу, а Христос – к воскресению. Ощущение своей греховности есть начало пути спасения».

Конечно, чудо, совершенное Спасителем, особенно поразило Симона. Он понял, что Господь хочет дать ему какое-то особое поручение, – и страх перед неизвестным будущим наполнил его душу. Но в ответ Господь успокоил апостола словами: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Это было символическое действие, которым Симону указывалось на тот успех, какой он будет иметь, когда начнет обращать своей проповедью ко Христу целые массы людей. Евангелисту, очевидно, предносилось здесь то великое событие, которое совершилось благодаря, главным образом, проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы, а именно, обращение ко Христу трех тысяч человек».

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы видим проявление действенной веры как готовности делать то, что, на первый взгляд, кажется невозможным. И если мы хотим чуда богообщения в нашей жизни, то должны поверить Иисусу Христу на слово, исполняя Его мудрые повеления и со вниманием принимая все Его наставления, оставленные нам в Святом Евангелии.