Кто не берёт креста своего и следует за Мною, недостоин Меня

Кто не берёт креста своего и следует за Мною, недостоин Меня

И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня


Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 37–42; глава 11, ст. 1. 

10.37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

10.38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

10.39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

10.40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

10.41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

10.42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

 

11.1. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

(Мф. 10, 37–42; 11, 1)

Предупредив о предстоящих гонениях, ожидающих Его последователей, Спаситель призывает их к исповедничеству. Исповедуя Христа, нужно и любить Его больше всех, а волю Его, выраженную в заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей, а потому Спаситель добавляет: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

Борис Ильич Гладков замечает, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им, но если они станут принуждать к нарушению Моих заповедей, не слушайся их! Если ты так любишь отца своего, что в угоду ему готов нарушить заповеди Мои и тем доказать ему, что любишь его более, нежели Меня, то ты недостоин Меня; и если ты, ставши Моим учеником, не в силах будешь снести все испытания и страдания, какие Богу угодно будет послать тебе, если ты не понесешь вслед за Мной креста своего, то ты не достоин Меня».

Таким образом, эти слова Христа не звучали для окружавших Его людей странно или неожиданно. Напротив, они были подтверждением веры, потому как не противоречили заповеди о почитании родителей, но дополняли ее, ставя Бога на первое место в духовной жизни.

Далее Господь говорит: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Этот образ был взят из римского обычая, по которому осужденные на распятие сами должны были нести свой крест до места казни. Эти слова Господа означают, что мы, став учениками Христа, должны во Имя Его мужественно переносить всякие испытания и страдания, даже самые тяжкие и унизительные, если Богу будет угодно послать их нам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Крестом, по объяснению святых Отцов, названы те скорби, которые Богу угодно попустить нам во время нашего земного странствования. Скорби разнообразны: каждый из людей имеет свои скорби; скорби наиболее соответствуют страстям каждого; по этой причине каждый имеет “свой крест”. Этот свой крест повелено каждому из нас принять, то есть признать себя достойным посланной ему скорби, переносить ее благодушно, последуя Христу, заимствуя от Него смирение, посредством которого переносится скорбь».

Обращаясь к слушающим, Спаситель говорит о том, что стремление удержать имеющиеся земные блага привязывает интересы, мысли и чувства человека к земному, что не позволяет следовать за вечным: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Тот, кто блага земной жизни предпочитает благам Царствия Небесного, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто идет даже на отречение от Христа, чтобы только сберечь свою земную жизнь, тот погубит душу свою для жизни вечной; а тот, кто жертвует ради Христа всем, вплоть до самой жизни своей, убережет душу для жизни вечной».

Желая показать, что и самая небольшая услуга, оказанная ученикам Христовым, проповедующим благовестие Царства Небесного, не забудется, Спаситель говорит: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (Мф. 10, 40). Таким образом, тот, кто примет апостолов как пророков и как праведников, получит награду, какую получают пророк или праведник; и если даже кто-то напоит учеников Христа, томимых жаждой, хотя бы чашей холодной воды, тот тоже не останется без награды.

Епископ Михаил (Лузин) отмечает: «Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в Царствии Христовом награду все те, кто окажет такую поддержку и помощь».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, что наш путь ко спасению и движение к вечности не должны прерываться даже среди повседневных жизненных забот. Постараемся же творить добро ради Христа, дабы стяжать великое вознаграждение: приобщение ко Христу в вечности.

Помогай нам в этом Господь!