Кто хочет среди вас быть большим, буди всем слуга

Кто хочет среди вас быть большим, буди всем слуга

Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом


Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 32–45. 

10.32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

10.33. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

10.34. и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

10.35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

10.36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

10.37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

10.38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

10.39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

10.40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

10.41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

10.42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

10.43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

10.44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

10.45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мк. 10, 32–45)

Находясь на пути в Иерусалим, Господь подозвал двенадцать учеников и снова поведал им о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении. Тогда приступили к Нему Иаков и Иоанн Зеведеевы.

Вероятно, из всего сказанного им запомнился лишь титул Сына Человеческого, который, по их мнению, был связан со славой и триумфом. Думая о времени, когда Христос провозгласит себя Царем в Иерусалиме, и надеясь на собственную выгоду, они сказали: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10, 37).

Места по правую и левую руку от царя обычно принадлежали высокопоставленным придворным, и, следовательно, были самыми почетными.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Иаков и Иоанн вместе с Петром избраны были Иисусом из всех двенадцати апостолов присутствовать при Его Преображении и при воскрешении Им дочери Иаира. Это избрание, это отличие от других, дало им повод думать, что они и в Царстве Мессии, в славе Его, займут лучшие места, будут первыми. Под влиянием этих дум они и обратились к Иисусу с просьбой возвысить их над другими в Царстве Его Славы».

Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за Имя Христово.

Поэтому Господь вопрошает: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38).

Эти слова указывают именно на то, что приближение ко Спасителю в Его Царстве заключается в уподоблении Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится как о чаше, которую должны разделить со Христом Его последователи. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом.

В словах о крещении выражена та же мысль: греческий глагол «баптизо» означает «погружать», а в данном контексте – «погруженный в переживания».

Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 39–40).

И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого – Иродом Агриппой. Иоанн же хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.

Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены, скорее всего, тем, что их опередили. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43–44).

Дело в том, что в обществе того времени почетным считалось править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45).

Наш же с вами спасительный подвиг, дорогие братья и сестры, выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.