Брат твой был мёртв, и ожил

Брат твой был мёртв, и ожил

А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся


Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 15, ст. 11–32. 

15.11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 

15.12. и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

15.13. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

15.14. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 

15.15. и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 

15.16. и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

15.17. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 

15.18. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 

15.19. и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

15.20. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

15.21. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

15.22. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 

15.23. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

15.24. ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

15.25. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 

15.26. и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

15.27. Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

15.28. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

15.29. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 

15.30. а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

15.31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 

15.32. а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

(Лк. 15, 11–32)

Как много хотелось бы, дорогие братья и сестры, сказать по поводу этой притчи, но, к сожалению, нас ограничивает время.

По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший – одну треть, как указывают строки 21-й главы книги Второзакония. Но если отец собирался удалиться от руководства делами, то его решение разделить свое имущество еще до смерти не было необычным. Однако требование младшего сына из притчи звучит прямо-таки бессердечно.

Митрополит Сурожский Антоний замечает: «Мы так привыкли к сдержанности, с какой Евангелие рисует эту сцену, что читаем ее спокойно… А вместе с тем, если на минуту остановиться и задуматься, что означают эти слова, нас поразит ужас. Простые слова: Отче, дай мне... означают: Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужны свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить».

Покинув отчий дом, младший сын быстро растратил свои деньги и стал заниматься тем, что категорически было запрещено иудею по закону: пас свиней. Но в какой-то момент с ним происходит кардинальное изменение, которое Спаситель обозначает словами: Придя же в себя (Лк.15, 17). Этим Господь как бы говорит: пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретет его лишь тогда, когда вновь найдет дорогу в свой дом.

Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «блажен тот грешник, который придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – Святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием».

В 1882 году в Европе вышла книга Фридриха Ницше «Веселая наука», в которой несколько раз прозвучала фраза «Бог умер». Не напоминает ли желание «убить Бога» в своей жизни младшего сына из сегодняшней притчи? А ведь это желание волной захлестнуло умы всей планеты, приводя мир к нравственному падению, вызывая вопрос: а в себе ли люди, которые утверждают, что Бога нет?

Но человека, который хоть раз испытал на себе любовь Отца Небесного, уже не разуверить в Его существовании. А если и возникают сомнения, то, как никогда, мы должны бежать в Его дом – Святую Церковь с молитвой и покаянием, чтобы вновь и вновь ощутить всеобъемлющую любовь Божию.