День | Событие | Ссылка | Дополнительные сведения |
---|---|---|---|
Великий Понедельник / Μεγάλη Δευτέρα | Возвращение Христа из Вифании в Иерусалим, проклятие смоковницы и беседа с учениками о вере. |
Мф.21:18–22, Мк.11:12–14 |
У Мф. смоковница тотчас засохла, у Мк. – во вторник (Мк.11:20–26). |
Иисус входит в Иерусалимский храм. | Мф.21:18–23 | ||
Изгнание торгующих из храма. | Мк.11:15–17 | У Мф. и Лк. изгнание происходит в предыдущий день (Мф.21:12–13 и Лк.19:45–46). Следует учесть, что Христос мог изгнать торгующих несколько раз, в пользу этого мнения говорит и то, что у Ин. это событие происходит вообще на четыре года раньше. | |
Иисус спрашивает первосвященников и старейшин об Иоанновом крещении. |
Мф.21:24–27, Лк.20:1–8 |
Эти события (до Мф.23:39) рядом толкователей относятся к Великому вторнику (См.: свящ. А. Емельянов. Евангельский синопсис; см. также: прот. Н. Попов. Священная история Нового Завета). | |
Притча о двух сыновьях. | Мф.21:28–32 | ||
Притча о злых виноградарях. |
Мф.21:33–44, Лк.20:9–18 |
||
Первосвященники, старейшины, фарисеи хотят схватить Иисуса, но боятся народа. |
Мф.21:45–46, Мк.11:18, Лк.19:47–48, Лк.20:19 |
У Мф. и Лк. Христа хотят схватить вследствие притчи о злых виноградарях, у Мк. – вследствие изгнания из храма. При этом у Лк. Христа хотят схватить дважды. | |
Христос выходит из города. | Мк.11:19 | ||
Великий Вторник / Μεγάλη Τρίτη | Притча о брачном пире. | Мф.22:1–14 | Эти события принято относить ко вторнику Страстной Седмицы, хотя в тексте нет на то прямых указаний. |
«Кесарево кесарю». |
Мф.22:15–22, Мк.12:13–17, Лк.20:20–26 |
||
Христос отвечает саддукеям о воскресении. |
Мф.22:23–33, Мк.12:18–27, Лк.20:27–39 |
||
Христос отвечает фарисеям о наибольших заповедях. |
Мф.22:34–40, Мк.12:28–34 |
||
Спаситель спрашивает фарисеев, чей Сын Христос. |
Мф.22:41–46, Мк.12:35–37, Лк.20:40–44 |
||
Христос обличает книжников и фарисеев, Плач об Иерусалиме. |
Мф.23:1–39, Мк.12:38–40, Лк.20:45–47 |
||
Жертва (лепта) бедной вдовицы. |
Мк.12:41–44, Лк.21:1–4 |
||
Речь Спасителя перед эллинами и иудеями. Слова Спасителя о Своем прославлении. | Ин.12:20–50 | ||
Пророчества Спасителя о разрушении Иерусалима, последних временах, Втором Пришествии; притчи Иисуса Христа на горе Елеонской (о десяти девах, талантах и др.) об Иерусалиме и о втором пришествии. |
Мф.24:1–51, Мф.25:1–46, Мк.13:1–37, Лк.21:5–36 |
||
Великая Среда / Μεγάλη Τετάρτη | Заговор первосвященников, книжников и старейшин. |
Мф.26:1–5, Мк.14:1–2, Лк.22:1–2 |
|
Помазание Спасителя в доме Симона прокаженного. |
Мф.26:6–13, Мк.14:3–9 |
||
Предательство Иуды. |
Мф.26:14–16, Мк.14:10–11, Лк.22:3–6 |
||
Великий Четверг / Μεγάλη Πέμπτη | Уготовление Тайной Вечери. |
Мф.26:17–19, Мк.14:12–16, Лк.22:7–13 |
|
Тайная Вечеря. Христос объявляет о Своем предателе. |
Мф.26:20–25, Мк.14:17–21, Лк.22:14–20, Ин.13:2, Ин.13:18–30 |
||
Установление Таинства Евхаристии. |
Мф.26:26–29, Мк.14:22–25, Лк.22:19–20 |
||
Спор о старшинстве. | Лк.22:24–30 | ||
Умовение ног. | Ин.13:3–17 | Некоторые толкователи определяют спор о старшинстве и умовение ног как события, произошедшие прежде утверждения Таинства Евхаристии (см. Емельянов А. Евангельский синопсис). | |
Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. |
Лк.22:35–38, Ин.13:1, Ин.13:31–35, Ин. 14:1–31; Ин.15:1–27, Ин.16:1–33 |
||
Предсказание об отречении Петра и других учеников. |
Мф.26:31–35, Мк.14:26–31, Лк.22:31–34, Ин.13:36–38 |
У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис) | |
Великая Пятница / Μεγάλη Παρασκευή | Первосвященническая молитва Спасителя. | Ин.17:1–26 | |
Моление о Чаше. |
Мф.26:36–46, Мк.14:32–42, Лк.22:39–46 |
В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы. | |
Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. |
Мф.26:47–56, Мк.14:43–52, Лк.22:47–53, Ин.18:1–12 |
||
Допрос Христа у Анны. |
Ин.18:13–14, Ин.18:19–23 |
||
Суд Синедриона над Христом у Каиафы. |
Мф.26:57–68, Мк.14:53–65, Лк.22:54, Лк.22:63–65, Ин.18:24 |
||
Отречение Петра. |
Мф.26:69–75, Мк.14:66–72, Лк.22:55–62, Ин.18:15–18, Ин.18:25–27 |
Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны. | |
Приговор Синедриона. |
Мф.27:1–2, Мк.15:1, Лк.22:66–71 |
||
Раскаяние и самоубийство Иуды. | Мф.27:3–10 | ||
Иисус Христос на суде у Пилата. |
Мф.27:2,11–30, Мк.15:1–19, Лк.23:1–5, Лк.23:13–25, Ин.18:28–40, Ин.19:1–15 |
Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата (Мф.27–19). | |
Иисус Христос на суде у Ирода. | Лк.23:6–12 | ||
Шествие на Голгофу. |
Мф.27:31–32, Мк.15:20–21, Лк.23:26–32, Ин.19:16–17 |
Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу. | |
Распятие Спасителя. |
Мф.27:33–50, Мк.15:22–37, Лк.23:33–46, Ин.19:18–37 |
Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра. | |
Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. |
Мф.27:51–53, Мк.15:38 |
Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя (Мф.27:53) | |
Исповедание сотника. |
Мф.27:54, Мк.15:39, Лк.23:47–48 |
Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе. | |
Женщины у Креста |
Мф.27:55–56, Мк.15:40–41, Лк.23:49 |
||
Погребение Иисуса Христа. |
Мф.27:57–61, Мк.15:42–47, Лк.23:50–56, Ин.19:38–42 |
Только у Ин. сообщается также о Никодиме. | |
Великая Суббота / Μεγάλη Σάββατον | Исполнение субботнего дня по заповеди. | Лк.23:56 | Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь. |
Стража у гроба. | Мф.27:62–66 |