Последовательность события Страстной Седмицы

Последовательность события Страстной Седмицы

Последовательность событий Страстной седмицы



День Событие Ссылка Дополнительные сведения
Великий Понедельник / Μεγάλη Δευτέρα Возвращение Христа из Вифании в Иерусалим, проклятие смоковницы и беседа с учениками о вере. Мф.21:18–22,
Мк.11:12–14
У Мф. смоковница тотчас засохла, у Мк. – во вторник (Мк.11:20–26).
Иисус входит в Иерусалимский храм. Мф.21:18–23
Изгнание торгующих из храма. Мк.11:15–17 У Мф. и Лк. изгнание происходит в предыдущий день (Мф.21:12–13 и Лк.19:45–46). Следует учесть, что Христос мог изгнать торгующих несколько раз, в пользу этого мнения говорит и то, что у Ин. это событие происходит вообще на четыре года раньше.
Иисус спрашивает первосвященников и старейшин об Иоанновом крещении. Мф.21:24–27,
Лк.20:1–8
Эти события (до Мф.23:39) рядом толкователей относятся к Великому вторнику (См.: свящ. А. Емельянов. Евангельский синопсис; см. также: прот. Н. Попов. Священная история Нового Завета).
Притча о двух сыновьях. Мф.21:28–32
Притча о злых виноградарях. Мф.21:33–44,
Лк.20:9–18
Первосвященники, старейшины, фарисеи хотят схватить Иисуса, но боятся народа. Мф.21:45–46,
Мк.11:18,
Лк.19:47–48,
Лк.20:19
У Мф. и Лк. Христа хотят схватить вследствие притчи о злых виноградарях, у Мк. – вследствие изгнания из храма. При этом у Лк. Христа хотят схватить дважды.
Христос выходит из города. Мк.11:19
Великий Вторник / Μεγάλη Τρίτη Притча о брачном пире. Мф.22:1–14 Эти события принято относить ко вторнику Страстной Седмицы, хотя в тексте нет на то прямых указаний.
«Кесарево кесарю». Мф.22:15–22,
Мк.12:13–17,
Лк.20:20–26
Христос отвечает саддукеям о воскресении. Мф.22:23–33,
Мк.12:18–27,
Лк.20:27–39
Христос отвечает фарисеям о наибольших заповедях. Мф.22:34–40,
Мк.12:28–34
Спаситель спрашивает фарисеев, чей Сын Христос. Мф.22:41–46,
Мк.12:35–37,
Лк.20:40–44
Христос обличает книжников и фарисеев, Плач об Иерусалиме. Мф.23:1–39,
Мк.12:38–40,
Лк.20:45–47
Жертва (лепта) бедной вдовицы. Мк.12:41–44,
Лк.21:1–4
Речь Спасителя перед эллинами и иудеями. Слова Спасителя о Своем прославлении. Ин.12:20–50
Пророчества Спасителя о разрушении Иерусалима, последних временах, Втором Пришествии; притчи Иисуса Христа на горе Елеонской (о десяти девах, талантах и др.) об Иерусалиме и о втором пришествии. Мф.24:1–51,
Мф.25:1–46,
Мк.13:1–37,
Лк.21:5–36
Великая Среда / Μεγάλη Τετάρτη Заговор первосвященников, книжников и старейшин. Мф.26:1–5,
Мк.14:1–2,
Лк.22:1–2
Помазание Спасителя в доме Симона прокаженного. Мф.26:6–13,
Мк.14:3–9
Предательство Иуды. Мф.26:14–16,
Мк.14:10–11,
Лк.22:3–6
Великий Четверг / Μεγάλη Πέμπτη Уготовление Тайной Вечери. Мф.26:17–19,
Мк.14:12–16,
Лк.22:7–13
Тайная Вечеря. Христос объявляет о Своем предателе. Мф.26:20–25,
Мк.14:17–21,
Лк.22:14–20,
Ин.13:2,
Ин.13:18–30
Установление Таинства Евхаристии. Мф.26:26–29,
Мк.14:22–25,
Лк.22:19–20
Спор о старшинстве. Лк.22:24–30
Умовение ног. Ин.13:3–17 Некоторые толкователи определяют спор о старшинстве и умовение ног как события, произошедшие прежде утверждения Таинства Евхаристии (см. Емельянов А. Евангельский синопсис).
Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. Лк.22:35–38,
Ин.13:1,
Ин.13:31–35,
Ин. 14:1–31;
Ин.15:1–27,
Ин.16:1–33
Предсказание об отречении Петра и других учеников. Мф.26:31–35,
Мк.14:26–31,
Лк.22:31–34,
Ин.13:36–38
У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис)
Великая Пятница / Μεγάλη Παρασκευή Первосвященническая молитва Спасителя. Ин.17:1–26
Моление о Чаше. Мф.26:36–46,
Мк.14:32–42,
Лк.22:39–46
В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы.
Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. Мф.26:47–56,
Мк.14:43–52,
Лк.22:47–53,
Ин.18:1–12
Допрос Христа у Анны. Ин.18:13–14,
Ин.18:19–23
Суд Синедриона над Христом у Каиафы. Мф.26:57–68,
Мк.14:53–65,
Лк.22:54,
Лк.22:63–65,
Ин.18:24
Отречение Петра. Мф.26:69–75,
Мк.14:66–72,
Лк.22:55–62,
Ин.18:15–18,
Ин.18:25–27
Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны.
Приговор Синедриона. Мф.27:1–2,
Мк.15:1,
Лк.22:66–71
Раскаяние и самоубийство Иуды. Мф.27:3–10
Иисус Христос на суде у Пилата. Мф.27:2,11–30,
Мк.15:1–19,
Лк.23:1–5,
Лк.23:13–25,
Ин.18:28–40,
Ин.19:1–15
Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата (Мф.27–19).
Иисус Христос на суде у Ирода. Лк.23:6–12
Шествие на Голгофу. Мф.27:31–32,
Мк.15:20–21,
Лк.23:26–32,
Ин.19:16–17
Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу.
Распятие Спасителя. Мф.27:33–50,
Мк.15:22–37,
Лк.23:33–46,
Ин.19:18–37
Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра.
Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. Мф.27:51–53,
Мк.15:38
Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя (Мф.27:53)
Исповедание сотника. Мф.27:54,
Мк.15:39,
Лк.23:47–48
Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе.
Женщины у Креста Мф.27:55–56,
Мк.15:40–41,
Лк.23:49
Погребение Иисуса Христа. Мф.27:57–61,
Мк.15:42–47,
Лк.23:50–56,
Ин.19:38–42
Только у Ин. сообщается также о Никодиме.
Великая Суббота / Μεγάλη Σάββατον Исполнение субботнего дня по заповеди. Лк.23:56 Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь.
Стража у гроба. Мф.27:62–66