Кем был человек с кувшином?

Кем был человек с кувшином?

КЕМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК С КУВШИНОМ? ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА ВЕЛИКОЙ СРЕДЫ

   

Кто был этот загадочный человек с кувшином? Кем был хозяин Сионской горницы? Не будило ли их немое присутствие ревность у ближайших учеников? Ведь Спаситель ничего им не сказал об этих загадочных людях, которым Он, безусловно, очень доверял. Еще в Великую Среду никто ничего не знал, никто не догадывался, что всего лишь через несколько часов будет совершена первая и единственная Евхаристия!

Святой Антоний Великий умер в возрасте ста пяти лет. Он провел в пустынных подвигах около восьмидесяти лет, двадцать из которых прошли в полном уединении. Невероятный человек! Постник и подвижник, но при этом никто и никогда не видел его мрачным или суровым, молчальник и аскет, но при этом удивительно приятен в общении и даже в философской дискуссии.

Мудрейший из богословов, святитель Афанасий, составил биографию Антония, написанную языком удивления и восхищения. Поражало не только то, как столетний старик умудрился сохранить все зубы, но и как этот самый первый по времени и силе среди монахов умел пребывать в постоянном благодушии и веселости!

Подвиги святого Антония известны. Его житие стало образцом и эталоном агиографической литературы. Но образ Антония не настолько велик, чтобы не заметить в тени его человека, имя которого не было интересно ни Афанасию, ни другим биографам святого.

Когда Антоний впервые затворился в гробнице, хлеб и припасы в это страшное место ему приносил некий человек, которого «Житие» спрятало под именем «один знакомый». Именно этот знакомый потом нашел полумертвого Антония и принес его в свой дом, чтобы выходить и залечить раны. Видимо, этому крестьянину Антоний немного позже доверил приносить запас хлеба дважды в год, когда он на 20 лет затворился на пустынной горе.

Кто был этот египтянин, этот загадочный знакомый? Ведь во многом именно от этого скромного семейного человека зависела жизнь самого известного и самого первого монаха христианского мира! Но мы даже имени его не знаем! Оно никому не было интересно!

Антоний не сказал. Афанасий не спросил.

Конечно, у первого монаха были ученики, последователи и продолжатели, так что любители духовной литературы выстраивают целые генеалогии святости. Но подумайте: на протяжении десятилетий самым преданным и самым близким Антонию человеком оставался этот маленький безвестный труженик! Не потому ли святой старец решил спрятать ото всех имя верного друга?

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Даже Евангелие, за тысячелетия изученное во всех деталях, пестрит лакунами и тайнами биографий и имен таинственных друзей Христа, которые, возможно, были ближе апостолов.

Мы не знаем точно. Но есть повод делать такие предположения.

Накануне Тайной вечери Христос посылает Петра и Иоанна приготовить пасху.

— Где велишь нам приготовить?

— Вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте (Лк. 22:9-12).

Знаменательно, что Тайную Вечерю поручено готовить самым близким — Петру и Иоанну. Они следуют за Христом повсюду. Господь их берет туда, куда другим вход закрыт. Им доверены самые удивительные тайны и знамения. И апостолы будто оспаривают друг у друга первенство: кто ближе, кто дороже Учителю? Они будто соревнуются в этой близости, и, может быть, именно эта ревность подтолкнула Петра заявить, что уж он точно никогда не отречется от Господа, не то что некоторые!

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Но даже после Воскресения Христа эта ревность не утихла, и на последних страницах Евангелия от Иоанна мы слышим, как Господь призывает Петра: «Иди за Мной!» И Петр готов идти, но совсем рядом снова оказывается этот шустрый Иоанн.

— Господи! А он что?

— Если Я хочу, чтобы он пребывал, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною.

Однако и сам Иоанн, похоже, не был свободен от этой ревности, иначе зачем бы ему постоянно подчеркивать, что именно его любил Иисус, так что позволил быть на Вечери приклонившись к груди Учителя. Не эта ли ревность дружбы заставила Иоанна так настойчиво подчеркивать, что Иуда был вор и человек пропащий?

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Только рядом со знаменитыми учениками всегда были какие-то безымянные люди, которые, безусловно, тоже были друзьями Христа и всем сердцем любили Учителя.

Кто был этот загадочный человек с кувшином? Кем был хозяин Сионской горницы? Не будило ли их немое присутствие ревность у ближайших учеников? Ведь Спаситель ничего им не сказал об этих загадочных людях, которым Он, безусловно, очень доверял.

Вот ведь обидно: самая важная Вечеря в истории христианства была поручена состоятельному жителю Иерусалима, который пожелал остаться неизвестным.

Христос даже ближайших учеников не посвятил в детали грядущего события. Еще в Великую Среду никто ничего не знал, никто не догадывался, что всего лишь через несколько часов будет совершена первая и единственная Евхаристия!

Были ли хозяин Сионской горницы и тот человек с кувшином тайными друзьями Христа?

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Только евангелисты постоянно проговариваются о каких-то людях, присутствие которых, кажется, и не так важно для читателя или апостолов, но было ценно для Самого Христа.

Кто были те крестьяне, к которым Христос послал учеников за осликом? Почему им было достаточно этой таинственной фразы, почти пароля: «Он надобен Господу»? Может быть, не одно поколение эта семья ждала священного призыва, передавала его от прадедов к потомкам, чтобы для священного входа в Иерусалим для Господа всегда был готов осленок? Или это были таинственные друзья Учителя, о которых Он не счел нужным сообщать апостолам?

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Кем был Христу Симон Киринейский, отец загадочных Александра и Руфа? Посторонний человек или таинственный друг? Или он стал другом Христа, когда взял Его Крест?

Как звали юношу, который побежал за плененным Христом, завернувшись в одно лишь покрывало? Был ли это юный евангелист Марк или некто, кому Господь дал особое поручение?

Кто был тот мальчик с рыбками и хлебами, который послужил первому умножению хлебов? Случайный прохожий или друг Христа? О чем сказал Учитель Нафанаилу, о какой смоковнице Он упомянул? Закхей мытарь и Дидим слепец — не пошли ли они за Учителем, и кто они были Ему — случайные слушатели или близкие друзья?

Кем был для Господа Иосиф Аримафейский — сторонний наблюдатель, сочувствующий или друг и сотаинник?

Мы не знаем.

Тайна дружбы — священная тайна.

Среди людей религиозных принято дорожить своей исключительностью, особой приближенностью к истине и Богу. Но Бог и истина — великая тайна, ее нельзя «приручить» или выложить в формулу.

Апостол Петр думал, что ближе его ко Христу никого нет.

Апостол Иоанн верил, что самый близкий Учителю только он.

Мать сыновей Зеведеевых пыталась обеспечить своим детям особый доступ к Богу, чтобы один сын сел по правую сторону Мессии, другой по левую, а третьей стороны и вовсе никакой нет!

Правда, всякий раз Христос удивлял Своих учеников. И до сих пор удивляет. Когда мы вдруг обнаруживаем друзей Божиих в таких местах и в таких странах, где, кажется, Богу делать нечего, да и не прилично Христу с такими водиться!

А так хотелось, чтобы я, чтобы мы были самыми главными людьми для Бога! Но смиряет нас Господь Своими тайнами! Лечит от религиозного высокомерия! Ломает все наши конфессиональные и политические перегородки, так что порой мы даже обижаемся на Него, ведь так хочется, чтобы Он был только нашим, только своим и всегда только на нашей стороне.

Но правда в том, что выкрикивать «С нами Бог» надо осторожно. То, что Бог с нами, еще не значит, что Он не с кем-то еще другим, о ком нам до времени знать не следует.

Потому что Господь на стороне всего живого, и все живое живо лишь любовью Творца. У Бога гораздо больше друзей, чем мы можем представить. Это великая и утешительная тайна дружбы.

Великая — потому что принять ее может лишь смиренное сердце.

Утешительная — потому что это значит, что у каждого из нас тоже где-то есть таинственные и доселе еще не обнаруженные друзья.

Архимандрит Савва (Мажуко)
Источник: Православие и Мир