Пророки Ветхого Завета

Пророки Ветхого Завета
Пророк Время служения
(до Р.Х.).
Правитель.
Миссия пророка Духовно-нравственные уроки
НОЙ Согласно Септуагинте Ной родился в 1662 от Сотворения мира. Нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один праведный Ной со своим семейством. Тогда Господь определил очистить землю водою от погрязших в грехе народов, а Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Прожил 950 лет. Человеку всегда следует оставаться верным Богу, быть праведным и непорочным, в любых обстоятельствах, даже если он живет в окружении развращенных людей. Проявление непочтения к своему отцу есть тяжкий грех.
АВРААМ Ориентировочно период можно ограничить рамками первой половины II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе. Вера в Бога есть не только вера в бытие Божие, но и личное доверие Богу: Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит – нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой, но слово Божие остается непоколебимой истиной.
Когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем.
ИАКОВ XVIII-XVII века до Р.Х. Является родоначальником 12 колен Израилевых. Сподобился видения таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, прообразовавшей Божию Матерь. Если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к Нему. Бедствия следует переносить с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божиему и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни.
МОИСЕЙ XVI-ХV века до Р.Х.

Рамзес II, Мернептах (египетские фараоны); предводителем еврейского народа являлся сам Моисей.

Возглавил освобождение своего народа. Был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Принял от Бога Его Десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию. Силой Божией Моисей творил великие знамения и чудеса. Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. Идолопоклонство и маловерие являются тяжким грехами против Бога.
ИИСУС НАВИН ХV век до Р.Х.

Моисей; позднее Иисус Навин сам являлся предводителем еврейского народа.

Являлся предводителем и военачальником еврейского народа в период завоевания Ханаана. Через него Господь явил великие чудеса. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. Господь милостив к тем, кто имеет страх Божий и служит Ему в чистоте и искренности.
САМУИЛ XI век до Р.Х.

Саул, Давид (1Цар. 9:17; 16:13)

Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей – Саула, а после – святого Давида. В случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления.
НАФАН XI век до Р.Х.

Давид, Соломон (1Пар. 29:293Цар. 1:34)

Не допустил строительство Давидом храма; возвестил Давиду суд Божий за совершенные им преступления; содействовал помазанию Соломона на царство. Бог строг к тем, кто совершает греховное падение, но милостив к тем, кто встает на путь покаяния и исправления.
ДАВИД XI‑Х века до Р.Х.

Саул; позднее сам Давид являлся правителем

Пророчествовал о Христе. Показал пример непоколебимой веры в Бога, показал пример истинного покаяния. Покорил Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Поставил новую скинию и перенес в нее ковчег завета. Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере, кротости и послушании. Бог прощает даже тяжкий грех при условии искреннего покаяния у грешника.
СОЛОМОН Х век до Р.Х.

Давид; позднее сам Соломон являлся правителем

Пророчествовал о Мессии. Построил первый иерусалимский храм. Являлся самым мудрым еврейским царем, однако впал в идолопоклонство. Идолопоклонство есть тяжкий грех против Бога.
ИЛИЯ IX век до Р.Х.

Ахав Израильский (3Цар.17:1 – 4Цар.2:11)

Был ревностным поборником чистоты веры, грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Совершил немало чудес, был взят на Небо живым, являлся Христу на горе Фавор, будет предтечею второго пришествия Спасителя на землю. Господь милостив, Он не только грозный карающий Судия. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа.
ЕЛИСЕЙ IX век до Р.Х.

Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израильские (4Цар.2:1–9:1; 13:10–21)

Показывал, как необходимо помогать нуждающимся. Бестрепетно говорил царям правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С именем пророка связывается множество чудес. Богу нужно отводить первое место в жизни. Бог заботится о повседневных нуждах людей.
АВДИЙ (малый пророк) IX век до Р.Х.

Ахав Израильский

Пророчествовал о предстоящей гибели Едома; провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Гордость – один из наиболее опасных грехов, потому что она побуждает стремиться к власти над другими. За этот грех человек (народ) не избежит Божиего возмездия.
ИОНА (малый пророк) IX-VIII века до Р.Х.

Иеровоам II Израильский

Пророчествовал о судьбах израильского народа, «приращение» территории Израиля, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима Предупредил Ниневию, столицу Ассирии, о необходимости покаяния. Бог хочет, чтобы все народы обратились к Нему. Он любит все народы и каждого человека в отдельности.
ИОИЛЬ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иоас Иудейский

Предсказал о наступлении всеобщего суда и отдаленных временах Мессии. Предсказал о том, что Дух Святой изольется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. Бог судит все народы за их грехи, а вечное спасение получает только тот, кто верит в Него. Никогда не следует падать духом, но нужно уповать на Господа.
АМОС (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иеровоам II Израильский
(Ам.1:1)

Возвещал приближение Суда Господня. Обличал недостатки общества: социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Избранничество Израиля понимал как высокую меру ответственности перед Богом. Вера в Бога – не только личное дело. Бог призывает всех верующих бороться с несправедливостью в обществе и помогать нуждающимся.
ОСИЯ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иеровоам II Израильский (Ос.1:1)

Пророчествовал о Христе. Обличая беззакония израильтян, возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен ассирийский. Предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства и что по всей земле распространится истинное Богопознание. Когда человек грешит, он нарушает отношения с Богом, предает Его. Все ответят перед Богом за свои грехи, но те, кто просит у Него прощения, не будут осуждены.
МИХЕЙ (малый пророк) VIII век до Р.Х.

Иоафам, Ахаз, Езекия Иудейские (Мих. 1:1)

Предсказывал падение Северного и Южного Царств. Это будет Божье наказание, показывающее, как Бог заботится о Своем народе. Объявил о предстоящем рождении Мессии. Человек, живущий вдали от Бога, живет во грехе. Только Бог показывает людям путь к вечному миру. Его наказание часто наставляет на путь истинный.
ИСАИЯ (великий пророк) VIII-VII века до Р.Х.

Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия Иудейские (Ис. 1:1)

Пророчествовал о Мессии, Небесном Иерусалиме, еврейском и других народах. Совершил ряд чудес. Бога невозможно постигнуть разумом. Иногда нам приходится перенести наказание, чтобы мы вернулись к Богу. Каждый народ достоин власти, которая над ним. Судьба человека зависит от него самого и определяется его поступками. Бога нужно чтить сердцем, а не словами.
НАУМ (малый пророк) VIII-VII века до Р.Х.

Манассия Иудейский

Предсказывал погибель Ниневии, заслужившей такую участь своим идолопоклонством, особенно же развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Тех, кто совершает зло и угнетает других, однажды тоже постигнет плачевная участь.
СОФОНИЯ (малый пророк) VII век до Р.Х.

Иосия Иудейский (Соф. 1:1)

Пророчествовал о разрушении Иудейского царства, призывал к покаянию. Бог будет судить нас за неповиновение, но, если мы будем верны Ему, Он проявит к нам милость.
ИЕРЕМИЯ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские (Иер. 1:1–3)

Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие иудейский народ будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. Плакал о нечестии своего народа на развалинах Иерусалима и продолжал учить добру оставшихся жителей. Скорби могут быть посылаемы человеку (народу) как наказание за его грехи, за отступничество от веры. Единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Покаяние в безнравственном мире просто необходимо.
АВВАКУМ (малый пророк) VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские

Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Вместо того чтобы сомневаться в Божиих путях, мы должны понимать: Он совершенно справедлив, и мы должны верить, что Он руководит всем и однажды зло будет окончательно уничтожено.
ДАНИИЛ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Навуходоносор II, Валтасар, Дарий I, Кир II

Предсказал близкие события и события далекого будущего, в том числе создание Римской империи, когда родится Христос – основатель всемирного, вечного царства – святой Церкви. Предсказал время рождения Спасителя, Его смерть, разрушение Иерусалимского храма и самого города, прекращение ветхозаветных жертв. Нужно хранить веру в истинного Бога, даже если претерпеваешь гонения. Гордецу следует смирять свое сердце, чтобы не гневить Господа. Нам следует думать не столько о будущем, сколько о том, как нам жить сейчас, чтобы не стать жертвами будущих событий.
ИЕЗЕКИИЛЬ (великий пророк) VII-VI века до Р.Х.

Навуходоносор II

Сподобился видения славы Божией. Пророчествовал о воскрешении из мертвых, Мессии, возобновления богослужений в храме. Также предрекал духовно-нравственное падение евреев, разорение других народов. Бог воспитывает Свой народ, чтобы люди стали ближе к Нему. Господь желает не гибели беззаконников, но их покаяния.
АГГЕЙ (малый пророк) VI век до Р.Х.

Дарий I (1Ездр. 6:14)

Призывал народ к покаянию. Обличал народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Обличал высокомерие строителей второго Иерусалимского храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. На первом месте в жизни человека должен быть Бог. Нечистое, коснувшись чистого, не освящается.
ЗАХАРИЯ (малый пророк) VI век до Р.Х.

Дарий I (Зах. 1:1)

Подробные пророчества о грядущем Мессии (будущее является ареной нового мессианского века, но народ не должен увлекаться обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя – для этого пророк возвещает о Его страданиях на земле). День Господень – это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости.
МАЛАХИЯ (малый пророк)* V век до Р.Х.

Неемия

Обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников – за уклонение от веры, угрожал им судом Божиим за пороки и богохульство; в то же время провидел славу второго храма и ясно предсказывал пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий Суд Божий. Служение Богу должно сопровождаться обращением сердца. Жертвы Богу должны совершаться с усердием и благоговением.


*Одни святые называли последним Пророком Ветхого Завета и первым Пророком Новозаветной Церкви Иоанна Предтечу, но вместе с тем, по мысли других отцов, последний пророк Ветхого Завета — Малахия, поэтому они называли его «Печать Пророков». Ему же принадлежит последняя книга Ветхого Завета. Иоанн Предтеча — это не только пророк, но и свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он совершает особое избранническое служение, о котором пророчествовал, в свою очередь, пророк Малахия (Мал.3:1–24:5–6). При этом Малахию цитировал Сам Спаситель (Мф.11:1017:10–12Мк.1:2Лк.1:16–17 и др.).