Джиу-джитсу без кимоно

Джиу-джитсу без кимоно

Протоиерей Ростислав Белогуров

Джиу-джитсу без кимоно

Единоборства как путь к храму — возможно ли это? А молитва перед тренировкой на татами? Может ли священник быть тренером? Если да — то что важнее: победы подопечных или их воцерковление? Об этом и многом другом рассказал протоиерей Ростислав Белогуров, настоятель Борисо-Глебского храма п. Мирный Славянского района. Недавно его подопечные заняли призовые места в открытом турнире по всестилевой борьбе в Славянске.

— Отец Ростислав, расскажите, пожалуйста, о всестилевой борьбе, которой вы обучаете детей вашего прихода. Что это такое, в чём особенности этого вида спорта? Какие качества он формирует в человеке?

— В нашем спортивном клубе «Мирный» под моим руководством несколько ребят занимаются спортивной борьбой грэпплинг, которую иногда упрощённо называют «всестилевой борьбой» или «джиу-джитсу без кимоно» (BJJ No-Gi). Этот вид борьбы совмещает в себе технику всех борцовских дисциплин, с минимальными ограничениями по использованию болевых и удушающих приёмов, без использования ударов. Эту борьбу называют также «искусство мягкости», «гибкий путь», «умная борьба», «шахматы на татами».

Я уверен, что православному христианину этот вид борьбы подходит более всего. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обратить его силу и действия против него самого. Такие физические качества, как сила и масса, отнюдь не имеют решающего значения. Кроме этого, с помощью техники джиу-джитсу можно заставить соперника сдаться без причинения ему физического ущерба.

Принцип «гибкости» джиу-джитсу связан с преданием о враче Сиробэе Акаяме, который однажды заметил, что ветви больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю («школа ивы»). С тех времён арсенал джиу-джитсу пополняется, стиль эволюционирует.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший тренер? Нужен ли какой-то особый подход к современным детям и в чём он для вас заключается? Как воспитать в ребёнке усердие, трудолюбие, умение достигать цели и не отступать перед препятствиями, но не допустить гордыни («вот, я побеждаю, я крутой»)?

— Всегда были и есть замечательные спортсмены, тренеры, на которых можно равняться. Они не только были техниками определённого вида спорта, но становились и друзьями, и близкими людьми для своих подопечных. Нередко можно услышать от спортсмена: «Тренер мне как отец». Поэтому могу точно сказать: спорт роднит, связывает людей в дружбе, в преданности, в любви друг к другу.

Думаю, компетентность и доброта — главные качества любого наставника. Они помогают и качественно освоить специфику спорта, и в целом стать хорошим человеком. Это возможно, если речь идёт о детях, которые хотят тренироваться и слушать. Однако есть дети, которые приходят в какой-либо вид спорта, а потом уходят по разным причинам. Часто они менее трудолюбивы и невнимательны.

В первую очередь ребёнку должно нравиться выбранное направление. Нужно найти себя, раскрыть таланты, понять, есть ли предрасположенность к тому, чем он намерен заняться. А непосредственное участие в тренировочном или учебном процессе как раз и направлено на развитие всех перечисленных вами качеств: усердия, трудолюбия и так далее.

Также очень важна мотивация. И в спорте, и в других видах культуры можно увидеть множество великих — спортсменов, музыкантов, певцов, — на которых равняются, которым подражают дети. Многие хотят стать такими, как они. Это происходит из-за того, что этих людей, ставшими мастерами своего дела, можно увидеть и услышать вживую, а не просто прочитать о них в книге. Такие люди — как мотиваторы, они наряду со спортсменами участвуют в живом процессе. Пример для подражания — это очень важное явление, необходимое везде, и особенно — в Церкви. Если не на кого равняться, значит, институт умирает.

Чтобы не допустить превозношения, ребёнок должен понимать, что гордыня — это грех, который уродует человека, а противоположные качества — скромность, простота, великодушие, благородство — ценятся высоко.

— Вы строгий тренер? Вам ближе метод кнута или пряника?

— Мне ближе метод пряника, но и в гибком джиу-джитсу нужен «мягкий кнут», поэтому и у нас на тренировке бывали слёзы. Если борца переполняют чувства и амбиции, это может стать причиной большой физической травмы. Поэтому строгое внушение у нас всегда следует за опасным выполнением упражнений.

— Насколько вам важны победы подопечных?

— Хороший вопрос! Я не ставил для школы такую цель, как обязательное участие в соревнованиях. Обычно это приоритет специализированных спортивных секций. Для меня важен сам процесс нашей работы. Подросток приходит на тренировку, а значит, становится сильнее, здоровее, мужественнее, то есть воспитывает в себе лучшие человеческие качества. Это и есть победа, пусть и не самая главная, и наш минимальный курс.

Признаюсь: на первые соревнования, в которых ребята приняли участие, я особо и не рассчитывал. Они сами решительно подтвердили желание участвовать. Поэтому и для них, и для меня первые медали стали очень приятным бонусом к нашей работе. Хочу заметить, что именно на соревнованиях, по любым единоборствам, у спортсменов по-настоящему зарождается мужество. Чего стоит весь тот период переживаний, когда спортсмены психологически «горят», может знать только тот, кто с этим сталкивался. Неоднократный выход спортсмена в ринг или на борцовский татами — это тоже победа над самим собой.

— Возможна ли проповедь через спорт? Как, на ваш взгляд, она должна осуществляться? В чём тогда главная цель: в победах — или в воцерковлении?

— Да, такая проповедь возможна. Спорт — это сфера человеческой жизни, где люди разных взглядов могут очень полезно сосуществовать. Я постараюсь ответить на ваш вопрос, как наблюдатель и начинающий практик такой общественной культуры, как спорт, с которой я и в прошлом, и сейчас понемногу связываю свою жизнь.

Проповедь через спорт — задача очень деликатная. Категоричность, навязчивость в вопросах духовности неуместна, если рассчитывать на долгосрочную перспективу работы, на доверие и свободное становление веры. Как священнику, мне хотелось бы заинтересовать ребят духовной стороной человеческой жизни, но я не использую спорт как приманку для воцерковления. Мне кажется, это нечестно и не в моих силах.

Мы читаем молитву перед тренировкой, произносим девиз клуба, общаемся на разные темы, в том числе духовные, иногда я прошу ребят помочь по строительным работам в храме. На Рождество мы ходили вместе колядовать. Готовили и еду на костре. Одним словом, пытаемся приучаться к здоровому образу жизни и выстраивать добрые взаимоотношения. Дальше — дело и выбор самого человека, что и как ему вместить. Поэтому смысл лично моей проповеди прост: я пытаюсь делиться тем, что сам имею. Надеюсь, с Божией помощью, в результате всей работы у нас есть и будут ещё хотя бы небольшие победы.

Беседовала Екатерина Щербакова