Православное пение как средство воспитания духовности

Православное пение как средство воспитания духовности

Православное пение как средство воспитания духовности

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение.

Сейчас, как никогда, важен вопрос развития духовности среди детей. Духовность – единственный маяк в бушующем море нашей современной жизни. Ведь только через обращение к высшим идеалам и ценностям, через стремление ко всему доброму и вечному возможно возрастание человека до той меры, к которой призвал его Творец.

Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение. С медицинской точки зрения, пение положительно влияет на весь человеческий организм. Голосовыми вибрациями, затрагивающими внутренние органы поющего, могут излечиваться как физические (бронхиальная астма, головная боль и т.д.), так и психические (невроз, фобия, депрессия) расстройства.

Со стороны духовной жизни хоровое пение является одним из основных составляющих церковного религиозного обряда. При этом ни одно богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь на распев, произносящуюся на определенной высоте в определенной тональности.

По своей содержательной части богослужебные песнопения отображают суть празднуемого события, помогая людям глубже осознать происходящее на богослужении и соединиться духом с Церковью. Упоминая об этом, невозможно не привести замечательное изречение свт. Василия Великого: «изобретены для нас стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие  нравами, по-видимому, только пели их, а в действительности обучали свои души».

На Руси испокон веков церковное пение было весьма значимо и неотделимо от воспитания юных поколений. При этом православный педагогический подход к вопросу воспитания ориентировался на приобщение человека к Богу. Вместе с тем, для Руси был характерен путь Божественного познания через единение с Творцом самим образом бытовой жизни.

Теория музыки во времена Древней Руси развивалась очень медленно, но именно в древнерусской певческой традиции главенствующее место занимала ее внутренняя, т.е. нравственная сторона. «Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной», — писал один из педагогов по музыке.

Непосредственно к пению в церкви издревле относились очень внимательно и серьезно. Звание церковного певчего обязывало человека духовно соответствовать высшим нравственным критериям. Именно поэтому в период XVIII-XIX веков церковное хоровое пение значилось среди основных предметов школьных программ.

В наши дни возрождается стремление к приобщению подрастающего поколения к изучению церковного пения. Тем не менее, необходимо отметить, что далеко не каждый ребенок, мечтающий стать регентом, т.е. руководителем церковного хора, или просто певчим, обязан получить специализированное образование в духовной семинарии.

На практике бытуют случаи, когда ребенок, имея за плечами только музыкальную школу и очень сильное желание служить своим пением Богу, осваивает светскую профессию и одновременно с этим сначала стоит в церковном хоре в качестве ученика, затем берет дополнительные частные уроки по дирижированию, занимается в Воскресной школе, и становится регентом.

К сожалению, среди родителей все больше и больше прослеживается стремление отдать детей на обучение в кружки эстрадного вокала. И детских коллективов, занимающихся по программе, скажем так, «нечестного обучения» сейчас очень много. В чем же заключается их нечестность?

Во-первых, в возрасте обучаемых детей. Вокальное пение является осмысленным процессом, построенным на ассоциациях физических ощущений и звучания голоса. Поэтому ребенок дошкольного возраста, а порой и до 10-11 лет, чисто по своему развитию не может качественно заниматься. К тому же необходимо учитывать такую особенность человеческого организма, как мутация голоса. Она связана с физиологическим созреванием ребенка и начинается в возрасте 12-14 лет. При этом во время мутации мальчикам нежелательно петь вообще, либо допустимо петь дозировано и подконтрольно преподавателю, а девочкам так же следует быть осторожными. После ломки голоса занятия вокалом должны быть уже более серьезными, нацеленными на становление взрослого «пожизненного» голоса, причем мальчикам приходится начинать обучения «с нуля» в связи с кардинальным изменением голосового тембра.

Во-вторых, так называемый «вокал» в подобных коллективах является на самом деле «хоровым пением», потому что вокал – это сугубо индивидуальное занятие.

В-третьих, с музыкальной точки зрения, на таких занятиях происходит постановка неверного звукоизвлечения, направленного не на оформление красивого полнозвучного голоса, а на еле слышное выговаривание слов в шипящей манере.

В-четвертых, само создание сценического образа, принимающего вид певца развязно расхаживающего по сцене и любующегося собой, вредит неокрепшей детской душе, закладывая в нее закваску гордыни.

Более качественными по уровню занятий, конечно же, являются музыкальные школы. Но и здесь родители должны быть благоразумны и не пытаться поскорее отправить четырехлетнее дитя в группу раннего развития при той же музыкальной школе. Не дает полезных навыков это «развитие» по самой простой причине, уже описанной выше: не готов еще умственный уровень ребенка справиться с предлагаемой информацией.

В свете данного положения вещей может возникнуть совершенно справедливый вопрос: «Чтобы приобщить ребенка к церковному пению следует напрямую обращаться к регенту приходского храма? Но ведь реальность показывает, что зачастую регенты не имеют ни возможности, ни желания заниматься с детьми, и к кому же тогда идти?» Здесь на помощь приходят церковно-приходские, т.е. Воскресные школы.

Практически во всех Воскресных школах изучаются его основные понятия, а в некоторых храмах дети участвуют в богослужении в качестве певчих. Есть приходы, где данному вопросу посвящено очень много внимания.

Например, в Санкт-Петербургской епархии на протяжении 16 лет изучением традиций византийской и древнерусской духовно-певческой культуры занимается детско-юношеский хор при Соборе Владимирской иконы Божией Матери.

Другим примером обучения практическому богослужебному пению является Воскресная школа преп. Сергия Радонежского при Свято-Троицком соборе г. Колпино. Воспитанники школы имеют уникальную возможность еженедельно участвовать в «детской литургии», во время которой девочки поют всю службу, а мальчики помогают священнику в алтаре. На занятиях все ребята также знакомятся с особенностями церковного Устава, по которому совершаются богослужения, разбирают догматические вопросы православного вероучения, совершают паломнические поездки.

Поэтому всем желающим воспитывать своих детей в духе нравственности и видеть их служащими  Господу своим пением хочется посоветовать только одно: обращайтесь в Воскресные школы. И хочется верить, что со временем из учеников Воскресных школ вырастут либо истинные певчие, благоговейно относящиеся к богослужению, либо высоконравственные прихожане, живущие в гармонии со своей душой.

Ирина Санчес