Как становятся учителями христианской этики?

Как становятся учителями христианской этики?

Как становятся учителями христианской этики?

В 2016-2017 учебном году в 19 горловских школах начала преподаваться христианская этика, в 2017-2018 к ним присоединилось ещё 15 средних учебных заведений. Предмет, активно преподававшийся в мирные годы и сокращённый в связи с перипетиями военного времени, начинает возвращаться в школьные классы. Кто его преподаёт? Как можно стать учителем христианской этики? Куда обращаться, если уже есть часы, а знаний и опыта не хватает?

«Когда-то на меня произвели неизгладимое впечатление слова десятилетней Сони Шаталовой, страдающей аутизмом. Девочка совсем не умеет разговаривать, но при этом совершенно невероятно даёт определения различным словам. Написанные ей фразы моментально становятся афоризмами, на которые способны лишь великие умы человечества. Фраза Сони, ставшая для меня путеводной звездой в воспитательной работе — „Душа — это такое пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом или сатаной“. И всё. Всё встало на свои места! Можно не заниматься формализацией, не выделять направления воспитательной работы, главное — наполнить её правильными вещами», — делится руководитель отдела религиозного образования и катехизации Горловской епархии Виктория Ивановна Попова.

Анжелика Игоревна СкороходоваУчитель в первую очередь должен быть хорошим человеком

Преподаватель христианской этики Анжелика Игоревна Скороходова, г. Горловка:

По образованию я преподаватель иностранных языков — английского и французского — и зарубежной литературы. Начинала свою педагогическую деятельность в Горловке. Работала учителем, потом стала заместителем директора. В контексте сотрудничества образовательных организаций с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями у методкабинета возникла идея сотрудничества с Горловской епархией. Насколько мне известно, до начала военных событий были организованы курсы, подписан договор о сотрудничестве между управлением образования и епархией. По окончании активных военных действий эта совместная деятельность возобновилась.

Я была в курсе всего перечисленного, принимала активное участие в сотрудничестве с епархией ещё до того, как снова стали проводить курсы для учителей христианской этики. Несмотря на то, что я раньше не преподавала этот предмет, методкабинет активно привлекал меня к работе с епархией, мы организовывали и проводили различные мероприятия.

Виктория Ивановна Попова, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации:

Отмечу, что Горловский методический кабинет принимает большое участие в нашей деятельности. Методисты, как и директора школ, сами посещают епархиальные курсы для учителей христианской этики, способствуют распространению информации о предмете, разговаривают с учителями — словом, работа ведётся всесторонняя. В феврале-марте 2017 года учителя, которые окончили епархиальные курсы, показывали открытые уроки для коллег, на которые были приглашены представители методического кабинета управления образования и епархии. Эти мероприятия имели успех.


Курсы для учителей христианской этикиСерьёзным толчком к тому, что я стала преподавать христианскую этику, стали курсы, организованные епархией для учителей школ города. Они дали мне много новой информации, стали большим стимулом для саморазвития и самообразования в духовном направлении. Ведь даже у человека, который часто посещает храм, всё равно остаётся много вопросов: непонятные места в литургии, молитвах и так далее. Существует множество фактов, которые человек, называющий себя православным христианином, должен знать, но в силу различных обстоятельств они известны не всем.

Курсы дали больше полезного не с точки зрения методики преподавания, но в аспекте общечеловеческом. Любой учитель, который хочет быть настоящим учителем, а не занимать должность согласно штатному расписанию, в первую очередь должен быть хорошим человеком. Однажды я была на выпускном вечере в нашей школе, и одна ученица сказала: «Учителя, оставайтесь просто людьми!» Это очень важные слова. И та информация, которую давали нам на курсах священники и преподаватели, во многом заставила задуматься об организации и устройстве жизни, о расстановке приоритетов.

Виктория Ивановна Попова:

В Горловской епархии ценят труд учителей и стараются во всём идти им навстречу. Сейчас подготовке учителей христианской этики в Горловке уделяется большое внимание. Обычно педагоги сами ищут информацию, подбирают программы и материалы, а у нас есть полное методическое обеспечение на весь учебный год. Ежемесячно организовываем методобъединения учителей, где проводим мастер-классы, обсуждаем проблемные вопросы преподавания предмета, делимся опытом.

В духовном воспитании детей существует опасность ввести их в заблуждение, если наставник сам недостаточно компетентен в этом вопросе. Второй год в епархии проводятся двухмесячные курсы, на которых преподают компетентные священники, сотрудники епархии и светские специалисты. Учителя имеют возможность обратиться к любому из преподавателей курсов со своими вопросами и после окончания обучения.

В качестве зачётной работы педагоги готовят методразработки, в которых используют полученные знания по методике преподавания христианской этики, истории Ветхого и Нового Завета, катехизису и литургике. В нынешнем году мы вышли за рамки города: на курсах обучались учителя из Углегорска, Енакиево, Шахтёрска, Мануйловки и других посёлков.

По итогам курсов мы выпускаем альманахи, в которых собраны методразработки уроков — зачётные работы слушателей епархиальных курсов. На сегодняшний день у нас полностью разработаны все уроки для первого и второго классов. Если в других населённых пунктах епархии есть учителя, которые не могут найти какие-либо материалы, они могут звонить, консультироваться и получать у нас квалифицированную помощь.


Урок-экскурсия в Пантелеимоновский храм при ГБ №2

Урок-экскурсия в Пантелеимоновский храм при ГБ №2


Раньше я работала заместителем директора и совмещала административную деятельность с преподаванием курса христианской этики, теперь работаю учителем. Мы тесно сотрудничаем со священниками Горловской епархии. Они приходили к ребятам, проводили уроки вместе со школьными учителями, и это подталкивало детей к изучению нашего предмета.

Замечу, что очень плодотворно, когда учитель может работать совместно с семьёй. Это даёт колоссальный эффект. Есть большое различие между теми детьми, которых подготовили дома, и теми, кто абсолютно не посвящён в то, о чём мы говорим. Очевидно, что их родители не считают нужным уделять время разговорам на эти темы. Хотелось бы в дальнейшем направить работу школьных учителей на тесное сотрудничество с семьёй в плане христианского воспитания.

К преподаванию этого курса меня подтолкнуло личное желание обучаться и больше знать о православии — для своего собственного образования и развития. Каждому учителю хочется поделиться своими знаниями и открытиями с учениками, повлиять на их дальнейшую жизнь. В любом случае, когда работаешь с детьми как педагог и классный руководитель, то очень переживаешь за них. Хочется привить им всё самое лучшее и доброе. Приходится порой искать разные способы воздействия, быть психологом. Всему этому очень помогают христианские постулаты.

Виктория Ивановна Попова:

Помимо школ, мы сотрудничаем с профессиональными лицеями и техникумами. В рамках программы «Духовные ценности» мы с руководителем миссионерского отдела епархии архимандритом Паисием (Шинкарёвым) каждый месяц посещаем эти учебные заведения, встречаемся со студентами, отец Паисий отвечает на их вопросы. Цель программы — не потерять подростков, которые в школе изучали христианскую этику, а потом ушли учиться в техникумы и профессиональные лицеи.

Епархия приложила усилия к сотрудничеству с Горловским педагогическим институтом иностранных языков. Студентам читают курс христианской истории, готовят к преподаванию христианской этики. Это очень важное достижение: теперь у нас будут дипломированные учителя.


Эллона Николаевна КропивнаяДетям необходимо передавать духовные ценности

Преподаватель христианской этики и истории духовной культуры Эллона Николаевна Крапивная, г. Углегорск:

Я тружусь в общеобразовательной школе № 41 Углегорска. Сейчас это единственная школа в городе. Раньше преподавала в ОШ № 42, но после военных действий она очень пострадала и теперь закрыта.

Никогда не думала, что через двадцать пять лет после окончания школы буду преподавать в ней. Покинув родной город, я не скоро вернулась назад: сначала поступила в Донецкое музыкальное училище, потом, в 1998 году, — в Донецкую государственную музыкальную академию имени С.С. Прокофьева. Закончила её по специальности преподаватель музыкального искусства и артист камерного ансамбля, но не сразу, а только через 13 лет, в 2011 году. Дело в том, что за это время я успела выйти замуж, родить двоих детей, после чего у меня был долгий академический отпуск.

По окончании академии в 2012 году поступила в ДонНУ на подразделение духовной культуры при историческом факультете, куратором которого был ныне уже епископ Новоазовский Варсонофий (Винниченко). Там получила специальность преподаватель христианской этики и истории духовной культуры.

15 лет трудилась в Енакиевской музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского, но мне было трудно совмещать работу в другом городе и семью. Я стала подумывать о том, чтобы перебраться в родной Углегорск. Ранее я успела один год потрудиться в Покровском соборе Енакиево: занималась сначала воскресной школой при нём, затем всеми воскресными школами Енакиевского благочиния, а именно — организационной и методической работой.

Учась в университете, переехала в Углегорск, где трудилась в УВК № 17. Поскольку у меня уже был на руках документ о том, что я являюсь студенткой подразделения духовной культуры в ДонНУ, к моему основному предмету — музыкальное искусство — добавилось преподавание христианской этики.

Я целенаправленно шла в университет на отделение именно духовной православной культуры. Задолго до этого у меня родилась мысль получить образование богословского характера. На тот момент я уже была воцерковлена, пела в хоре Благовещенского храма Углегорска. Сначала ходила туда с дочкой, потом родился сын, и мы стали посещать службы вместе.

Хор из Углегорска в Богоявленском кафедральном соборе ГорловкиПараллельно с учёбой и работой в школе я трудилась в храме, занималась с детьми. Главный вопрос, который меня тогда тревожил, — это низкий уровень образования в сфере православного воспитания детей. Бабушки в церкви с какими-то полумагическими представлениями о нашей вере, псевдоправославные мифы… Меня беспокоило, что я не могу донести до ребят то, что должно. В какой-то момент поняла, что так нельзя, и это побудило меня учиться дальше.

Конечно, было тяжело: дети маленькие, нужно ездить в Донецк три раза в неделю по вечерам (я поступила на вечерний курс обучения). Выезжала из дома в час дня после уроков в школе и возвращалась только в девять вечера. Меня даже руководитель курсов отговаривал, потому что я жила дальше всех студентов, но потом всё образовалось. Были, конечно, разные сложности и проблемы, но они дали понять, что я двигаюсь в правильном направлении.

Я стала преподавать в воскресной школе Закон Божий, а позже, по благословению настоятеля нашего храма протоиерея Богдана Ильчука, началась работа по организации детского хора «Родник». Так я стала регентом детского хора. 9 апреля этого года, в день празднования Входа Господня в Иерусалим, мы принимали участие в праздничной детской литургии в Богоявленском кафедральном соборе Горловки.

Виктория Ивановна Попова:

Духовное-нравственное воспитание личности, особенно детей и молодёжи — главная цель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Качество преподавания христианской этики в школах разное — как и у любого другого предмета, но у каждого учителя есть поддержка и помощь со стороны епархии. Это и методическое сопровождение отделом образования, и помощь священников.

На протяжении последнего года мы уделили особое внимание налаживанию совместной работы школ со священниками близлежащих храмов. Уже есть замечательные примеры их совместного труда: священнослужители регулярно посещают школы, где преподаётся наш предмет, бывают на уроках, участвуют в их проведении. Многие школы проводили заявленную нами акцию — выставку «Пасха красная». Священники посещали её, выбирали победителей, награждали их, поздравляли школьников. Это было достаточно громкое мероприятие.


На выставке «Пасха красная»

На выставке «Пасха красная»


В 2015-2016 учебном году я работала в общеобразовательной школе заместителем директора по воспитательной работе. Со временем я поняла, что «изнутри» могу сделать гораздо больше, нежели под грузом документальной работы, которая не даёт практически никакой возможности заниматься с детьми, поэтому приняла трудное решение, о котором не жалею совершенно: отказалась от занимаемой должности.

Теперь работаю педагогом-организатором школы и классным руководителем 5-го класса, преподаю музыкальное искусство в 1-8 классах. Это даёт возможность заниматься обучением и воспитанием наших учеников. Все уроки музыкального искусства, воспитательные часы и общешкольные мероприятия стараюсь проводить, ориентируясь на духовные аспекты.

Уроки христианской этики не могут заменить воскресную школу, в идеале они должны идти в тандеме. Мне гораздо проще, если ребёнок приходит в школу при храме уже подготовленным, и христианская этика в этом вопросе — прекрасное подспорье.

К сожалению, этот важнейший предмет в нынешнее время предлагается программой только как факультатив. Это очень печально. Я считаю, что он необходим и обязателен для изучения потому, что нашим детям необходимо передавать духовные ценности. Отказываясь от нашего богатейшего духовного наследия, мы совершаем непоправимое.

Духовное воспитание даёт почву для духовного роста. Кем бы ни был человек, если у него есть этот стержень, он всегда будет опорой для семьи, общества, окружающих его людей. Христианская этика в школах жизненно необходима.