О главном смысле Вознесения

О главном смысле Вознесения

О ГЛАВНОМ СМЫСЛЕ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

Праздник Вознесения Христова должен напоминать, что наше жительство – на небесах.

Церковь празднует Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Событие Вознесения описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24, 50-51), от Марка (Мк. 16, 19) и в книге Деяний (Деян. 1, 9-11).

Согласно этим текстам, после Своего Воскресения Христос много раз являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения. После многих бесед с ними Христос привел учеников на гору Елеон (Деян. 1, 12) и, благословляя их, стал возноситься на небо. После того, как Господь был сокрыт облаком, явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили о Его Втором пришествии.

Праздник Вознесения имеет много разных оттенков смысла.

Например, велико значение этого события в деле искупления. Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса всем верующим в Него. Еще до самого события Вознесения Христос Сам говорил об этом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я… и где Я, там и слуга Мой будет… И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 14, 2-3; 14, 2-3;12, 32).

В этом же контексте апостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр. 6, 20). Само слово «предтеча» означает идущего впереди и прокладывающего дорогу тем, кто идет за ним. Вознесшийся Господь дает возможность всем христианам быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

Об искупительном значении Вознесения говорится и в Послании апостола Павла к Евреям (Евр. 1, 3; 9, 12). Можно предполагать, что искупление завершилось после того, как Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровью в небесное святилище (Евр. 9, 12, 24-26).

Праздник Вознесения имеет и эсхатологическое значение. Ангелы, появившиеся после Вознесения Христа, сказали апостолам, что второй раз Он придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян. 1, 11). Как в облаках Он вознесся, так в облаках и вернется. Возвращаясь на землю, Христос будет так же окружен облаком своих свидетелей – ангелов и святых. «Се, грядет с облаками» (Откр. 1, 7) – напоминает нам об этом книга Апокалипсис.

Еще один смысл Вознесения – прославление человеческой природы. Во Христе человеческая плоть взошла на небо, сделалась причастной вечной славы, обожилась. Сын Божий возвращается туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), но уже с неразлучно воспринятой плотью. В связи с этим можно сказать, что Вознесение Господне — это образ потенциального обожения каждого верующего во Христа.

* * *

Праздник Вознесения Христова должен напоминать нам, братья и сестры, что наше жительство – на небесах (Флп. 3, 20). Туда ушел наш Господь, оттуда мы Его ожидаем.

Мы все когда-то ляжем в землю – но не останемся там. Наша духовная родина – небо, а не земля. Человек создан для богообщения и небесной жизни, а не для того, чтобы стать пищей червям. Церковь напоминает нам об этом сегодня, указывая на Вознесение Христово.

Надо почаще смотреть в небеса, христиане. Поднимать голову от земли и просто смотреть в эту бездонную голубую ширь. Хотя нет, не просто смотреть – а думать о Господе. О том, что Он там.

Не в тучах и облаках, конечно же. Небесный купол – это лишь прекрасный образ Царствия Божьего, которое несопоставимо прекраснее любого самого идеального образа. «Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9).

Во Христе человеческая плоть взошла на небо, сделалась причастной вечной славы, обожилась.

Именно туда, в небо, в небесную скинию и должна простираться надежда наша. Там должен бросить якорь корабль нашей жизни, со всех сторон колеблемый волнами житейских бурь. Ведь все мы странники и пришельцы на земле. «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14) – говорит апостол Павел. А что это за «грядущий град»? Это – «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего», не имеющий нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21, 2; 21, 23).

Туда, «в горняя… в горняя… к свету…», как произнес умирающий святитель Григорий Палама, должны устремляться и упования, и все помышления наши. Там «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4). Обратим туда надежду нашу и, будем веровать, она не посрамит нас, ибо обетования Божии непреложны.

Человек должен тосковать по небу, по Богу. Без этой тоски человек не совсем человек. Чувство потерянного рая – естественное для потомков Адама.

Радость о Царствии Божием начинается с тоски о нем. Если сильно скучаешь о Боге – будешь сильно радоваться, когда встретишься с Ним.

Праздник Вознесения – как раз время подумать о небе, о нашей будущей вечной жизни с Богом. И если мы в день праздника хоть несколько минут постараемся посвятить размышлению об этом – мы станем хоть немного, но ближе к Господу. А для этого, главным образом, и существуют церковные торжества.

С праздником, христиане!

Сергей Комаров
Источник: Союз православных журналистов