День Всех святых глазами новомучеников

День Всех святых глазами новомучеников

ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ ГЛАЗАМИ НОВОМУЧЕНИКОВ

Церковь разлила Пятидесятницу на весь год. Она ежедневно чтит память тех, кто стяжал благодать, кто стал храмом Духа Святого. Неделя всех святых – это продолжение Пятидесятницы – память всех, кто подобно апостолам принял дар Утешителя.

Сщмч. Сергий Мечев на этот счет замечал, что Церковь прославляет святых не за учение, а за жизнь: «Она прославляет даже не их самих, но через них – Духа Святаго. Она говорит нам сегодня, что не напрасно Господь обетовал нам Утешителя, что нашлись и найдутся люди, которые поищут стяжать Его в себе, что они-то и есть те, на которых стоит Церковь – истинные члены Тела Христова. Это им, а не нам сказано, что врата адовы не одолеют их, на крови Господа созиждивших Его Церковь своими подвигами и любовью».

Сегодняшний день – это праздник учеников и угодников Христовых. Это день всех наших небесных молитвенников. Тех кто служит Агнцу и наполняют кадильницы фимиамом вознося пред Богом молитвы за нас (Откр. 8:3-4).

Сщмч. Фаддей (Успенский) толкуя указанное место Апокалипсиса учил, что этой жертвой святых «приобретается величайшее благо для мира, ибо молитвами святых стоит мир». Мало того, новомученик указывает, что народные бедствия начинаются из того, что мы перестаем чтить святость: «Святому апостолу Иоанну Богослову открыто было в видении, что молитвы святых, восходя, как дым кадильный, к небесному жертвеннику, отвращают многие бедствия мира и ходатайствуют за него пред Богом (Откр. 8:4). Не оттого ли и наше отечество терпит столь долговременные и тяжкие бедствия, что не уповает, как прежде, на молитвы святых? Не оттого ли, что люди хотят воинствовать при помощи лишь силы земной, а не Господней, остаются не услышанными столь долго даже молитвы святых, как бы «дано… победить их» миру на время (Откр. 13:7)?».

Святые – это маяки для нас живущих в миру. В них есть тепло, которое согревает. Мы греемся у костра их святости. Сщмч. Иоанн Восторгов сравнивал святых со звездами: «Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуем от света их. Смотрите на это величественное собрание святых! Смотрите на древних патриархов, пророков, царей и праведников, смотрите на апостолов, подвижников, мучеников, преподобных, воссиявших в Новом Завете, из всех стран и народов, из всех возрастов, полов, званий и состояний. Какое великое множество, и какое училище благочестия!».

Когда мы выбираем учителя для наших детей или тренера для собственных нужд мы обращаем внимание на профессионализм и на личные качества. Святые – это мастера духовности и развитости талантов. Перед нами стоит «небесная команда» для нашей духовной тренировки, для нашего роста и развития.

Вот как описывает небо исповедник святитель Лука Крымский: «На правом фланге народа земли видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми: «…взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7, 9, 14)… У Бога есть огромное множество святых, ради спасения которых сошел на землю и воплотился от Пресвятой Девы Марии Предвечный Сын Божий, Спаситель мира. С благоговейным трепетом видим великий сонм святых, сияющих во тьме мира, как яркие Божьи звезды на темном небосклоне.

Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира…», «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 6, 14; 2, 19–20). Эти святые слова могли бы повторить о себе и все великие святые. Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них.

Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь».

Христос принес святость всем народам. Он дал оправдание. Его Ликом и Его любовью мы все призваны очароваться. Через Него пришло спасение. Именно Иисус Сын Бога Всевышнего пришел для того, чтобы подарить чистоту непорочных лилий, твердость камня и легкость птицы каждому из нас. Сщмч. Фаддей призывает задуматься об этом: «До христианства темно, безотрадно и пустынно было в жизни людей; один грех царствовал в мире, одно зло торжествовало в жизни людей…До Христа как мало было святых! В язычестве совсем не было людей добродетельных в полном смысле этого слова, а среди избранного народа если и были немногие праведники, то они спасались только верой в Того же Иисуса, только грядущего, ещё не пришедшего. Но вот пришёл давно желанный всеми народами Христос-Избавитель. И что же видим?

Христос Спаситель, основал Свою христианскую и святую Церковь, – и процвела пустыня, как дивный сад, процвела языческая, прежде неплодящая Церковь пришествием Господним: процвела великим множеством святых; как звёзды яркие путеводные, они украшают наше духовное небо».

Кто в жизни хотя бы раз видел святого, тот точно знает, что Евангелие – это великая правда. Святость – это доказательство истинности Церкви и живое воплощение Христа – икона Христа в тленном мире. Христос вознесся, но прибывает с нами в Своих святых. Правда, что «дивен Бог во святых Своих». Святитель Лука Крымский говорил в этот день: «Велик и свят этот день, и надлежит нам, хотя бы молебным пением, почтить его и испросить у всех святых предстательства их пред Богом за нас, чтобы и нам грешным стать хотя бы в последних рядах тех, которых удостоил Господь Бог назвать Своими чадами, тех, которые вторично родились, уже «не от хотения плоти, не от хотения мужа» (Ин. 1, 13), но от Самого Бога и безмерной силы Евангелия Христова. Сие да будет со всеми нами!».

Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь