Бесстрашие слепых и малодушие зрячих

Бесстрашие слепых и малодушие зрячих

БЕССТРАШИЕ СЛЕПЫХ И МАЛОДУШИЕ ЗРЯЧИХ

 Евангельское чтение о слепом являет нам пример бесстрашия, с каким исповедовал исцеленный слепец любовь ко Христу. Даже его родители, несмотря на чудо, испугались отлучения от синагоги и готовы были отречься от сына, лишь бы не подвергнуться каким-то гонениям. Но сам исцеленный не только бесстрашно отвечал своим судьям, но иронизировал над ними: «Может быть, и вы хотите стать Его учениками?»

Бесстрашие в Православии – это не просто отсутствие страха перед явной или скрытой угрозой. Бесстрашная душа идет ко спасению прямо, твердо зная одно – оно возможно только в лоне Святой Православной Церкви.

Бесстрашие требует мужества и в молитве. Сколько бы времени ты ни подвизался, всегда нужно держать под контролем самые важные вопросы, а именно: «Не уклоняется ли мое внимание на разные помыслы во время молитвы?», «Не совершаю ли я что-то такое, что противоречит Евангелию и моей совести?», «Не предаю ли я Христа тем, что мир иной раз мне дороже спасения?»

Есть три ключа, орудуя которыми одновременно, человек может стяжать благодать:

  1. внимание всегда должно быть направленно в сердце;
  2. ум всегда должен быть направлен на молитву;
  3. душа всегда должна отражать помыслы, не пуская их внутрь себя.

Мысленная болтовня – это всегда беседа с дьяволом, и только человек, внимательный к своему сердцу, проходит через все искушения. Привычные повседневные мысли – это наши повседневные враги, не дающие понять, что мы находимся на земных мытарствах, которые водят нас по земным мукам. Если у духа человека нет крыльев, то и желания его всегда будут приземленными. Чем больше мы боремся с мысленными врагами, тем больше их становится. Лучше раз и навсегда отречься от них всех, вместе взятых, и укорениться в благодати.

В чистом сердце не живет суетный мир, в чистом уме не живут дурные мысли, в чистой душе не живут сомнения и смущения – это и есть главные свойства бесстрашной души. Проповеди и наставления начитанных и безблагодатных не принесут человеку никакой пользы, лучше слушать слова тех, чье сердце покрыто росой Святого Духа. Научное богословие так же далеко от Православия, как локоть от зубов. Православие – это не штукатурка души, а ее краеугольный камень. Чем больше слов, тем больше пустоты.

Если у духа человека нет крыльев, то и желания его всегда будут приземленными.

Поэтому лучше закрыть рот для многословия и открыть сердце для благодати. Обилие богословских знаний – тяжелый груз, с которым легко утонуть, если при этом не найдется в душе спасительных поплавков добродетельных навыков, смирения, кротости и чистоты. Человек, имеющий много знаний, но не имеющий благодати, становится заносчивым, а тот, кто не имеет ни того, ни другого, становится робким. И только тот, кто забывает о самом себе ради спасения, становится смиренным.

Наивно думать, что можно кого-то призвать ко спасению угрозами, страхом перед муками ада или обещаниями райских сладостей. В душе должна возникнуть жажда Бога, без которой спасение невозможно. Только она может дать нам то упорство и настойчивость, без которых невозможно приобрести ни одного доброго качества. Ум — это бунтарь, чувства – безвольные подхалимы греха, и только дух человека величаво и спокойно сияет в чистом сердце, отражая в себе Свет Святой Троицы.

Бесстрашная душа всегда движется только в направлении этого Света. Не нужно ждать, пока пойдешь в храм или когда станешь на молитвенное правило дома. Когда идешь – молись, и тогда любой твой шаг будет ступенькой на Небо. Когда принимаешь пищу – молись, и тогда любая еда будет для тебя лекарством. Злобные мысли убегают от того, кто бескорыстно помогает другим людям в спасении. Гордые мысли никогда не посмеют приблизиться к тому, кто нищ духом. Похотливые помыслы как огня боятся чистого сердца.

Когда ложишься спать, не забывай о Христе, призывай Имя Божие, тогда и Христос пробудит тебя к вечной жизни. Что бы ты ни делал, делай это как для Самого Бога, тогда любой твой труд будет спасительным. Старайся не прерывать молитву, тогда и она станет для тебя прекрасной узорчатой нитью, которая приведет тебя прямо к вратам рая. Тот, кто непрерывно молится, всегда светел и радостен. Без молитвы смерть незаметно наполняет душу, а в молитве душа облекается в Свет нетленного Царства, в котором ясно постигает свое бессмертие.

Наш первый враг – это слепая, бессмысленная и пустая суета, в которой проходит большая часть времени человеческой жизни. Суета – это нечистоты нашего страха. Мы боимся за свой достаток, за здоровье, за близких и родных, нас душит страх одиночества и миражи грядущих бедствий. Все это рождает малодушие, которое делает нас пленниками страха и суеты. Мишура повседневности ловко скрывает от человека бесстрастный лик вечности, а адский шулер-наперсточник крадет у нас время. С блуждающими помыслами и душа начинают блуждать по миру подобно лунатику, не зная куда идет и зачем. Тогда на помощь к нам приходят скорби. Они помогают отречься от мира, стяжать спасение, обучают смирению и терпению.

Ум — это бунтарь, чувства – безвольные подхалимы греха, и только дух человека величаво и спокойно сияет в чистом сердце, отражая в себе Свет Святой Троицы.

Ум не смиряют снаружи, борясь с внешними врагами, его смиряют внутри, где преодолеваются все сомнения и побеждаются все искушения. Если хранить сердце от зла, внешние враги не смогут причинить нам ни малейшего зла, даже если убьют наше тело. Свой грех страшнее чужого, и у него есть власть нанести нам урон. Даже если ты поднимешься до самой высокой степени святости, помни, что снайпер ада всегда держит тебя на мушке и только ждет повода, чтобы нажать курок. Только бесстрашие молитвы сражает демонов и загоняет их обратно в ад.

Во всем мире не найдешь крепости надежнее, чем собственное сердце, и не обретешь более безопасного убежища, чем Христос. Евангелие – это спасительный голос Бога, а скорби – Его вразумляющие наставления. Каждое искушение – это испытание бесстрашия нашей души. Для сильного и смелого – это духовный подарок, а для боязливого и малодушного – повод для уныния.

Но если бы не было искушений, то не было бы и спасающихся, а все человечество окутала бы кромешная тьма лени и неведения. Каждое препятствие, на самом деле, – это ступенька на пути к Богу. После ее преодоления в душу приходит обильный свет благодати, приближая ее к бескрайнему берегу любви и неизреченной радости. Любовь – самая непостижимая тайна человечества, в которой прекращаются все слова и начинает говорить само молчание.

Когда Христос исцелит и наши умные очи сердца, как Он это сделал со слепорожденным, мы увидим и изумимся бесконечному величию Божию и Его неизреченной Премудрости. Мы увидим, с какой любовью Он вел нас по жизненному пути, и с какой нежной заботой и лаской направлял наши стопы ко спасению. Пускай же пример мужества евангельского слепорожденного научит и нас вере, надежде, любви и бесстрашному следованию за Христом.

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов