Состав человеческой природы

Состав человеческой природы

Состав человеческой природы

Наши святые Отцы, посвященные в истинную премудрость, и высказывая разные мнения о человеческой природе, не противоречат себе и не противятся один другому, но обнаруживают единомыслие и согласие.16

Св. Фотий Константинопольский

Благой, всеблагой и преблагой Бог по причине преизбыточесвующего богатства благости Своей не потерпел, чтобы одиноко существовало благо – Его естество, в котором ничто не принимало бы участия и восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Его естества. Ради этого Он и сотворил не существовавший дотоле мир собственным Словом Своим. По Его велению были вызваны из небытия в бытие мировые основы и вложены в их природу законы их деятельности. Одним и тем же мановением воли Божией были изведены из небытия в бытие и мир бесплотных духов, сознававших благо бытия своего, и мир чувственных тел, получивших возможность лишь бессознательного участия в благе Его – одним своим существованием. Оба эти мира, по природе своей совершенно противоположные друг другу, не могли участвовать друг в друге. Создавший их Бог, очевидно, не имел в виду создать только эти противоположности, ибо такая противоположность разрывала единство творения, делая совершенно бесцельным существование чувственного мира. Если же премудрость Божия всему приведенному в бытие определила разумные цели жизни, а чувственный мир сам по себе такой цели не обнаруживал, то понятно, что он должен был сам служить какой-либо высшей цели. Эта высшая цель в творении мира вещественного вполне могла бы быть объяснима только созданием такого рода тварей, в котором бы одновременно заключались вещественная природа и природа духовная и в котором эти природы были бы приведены в стройное единство, позволяющее высшему благу сообщаться низшему по иерархическому принципу.

Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие свои создания. Священное Писание представляет Бога совещающимся с Самим Собой перед сотворением человека. «Сотворим человека, – произносит непостижимым образом Непостижимое Божество, – по образу Нашему, и по подобию; и обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли» (Быт. 1:26). «Смотри теперь, – восклицает св. Иоанн Златоуст, – какая перемена в словах. Уже не говорит: «да будет человек» (как при сотворении неба и земли говорил: «да будет свет», «да будет твердь», «да будут светила»), но что? «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». Что за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные».17 Итак, одно только счел Бог достойным собственных рук – сотворение человека, и это преимущество человек получил ради своей души.18

Производится человек не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. Сначала Господь образует тело его, потом вдыхает в лицо его дыхание жизни (Быт. 2:7). «И создал, – говорит Писание, – Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). При сотворении человека различаются два действия Божия: образование из персти внешнего вида человека, или его тела, и одушевление его дыханием жизни. Поэтому различают два начала в человеке: видимое и невидимое, телесное и душевное. Человек состоит из невещественной души и вещественного тела и это не просто догадки, но именно «Свящ. Писание учит, что человек состоит из души и тела, и постоянно делит его на эти две части, как бы интегральные».19 Согласно церковному учению, «человек – живое существо, состоящее из тела и души»,20 причем, он есть такое «соединение плоти и души»,21 что «ни сама душа не есть человек… ни плоть без души и поэтому слово «человек» – это как бы скрепа двух соединенных субстанций и может обозначать только их соединение».22 И «все люди, имея один и тот же состав, и, будучи сложены из души и тела, и каждый – будучи из двух естеств, все возводятся под одно определение»,23 так что «хотя существуют весьма многие лица людей, однако, все люди владеют естеством, понимаемым в одном и том же смысле, ибо все – сложены из души и тела».24 Итак, «познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела».25 Душа и тело – вот составные части человека.26

Правда в Свящ. Писании наряду с терминами «душа» и «тело» для обозначения составных частей природы человека употребляется иногда еще и термин «дух».27 Например, говорится, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евр. 4:12) или, что «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). Основываясь на этих словах, св. Феофан Затворник заключает, что «дух и душа и тело – Богооткровенное указание на состав естества человеческого. Как малый мир, человек совмещает в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лестнице творения. В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческой, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их означают слова: тело, душа и дух. Тело – наш животно-растительный организм, со всеми его отправлениями и потребностями; душа, – начало тех внутри нас сознательных явлений, кои начинаются чувственными восприятиями, влечениями и ощущениями и оканчиваются научными построениями, многообъятными начинаниями и предприятиями, и произведениями вкуса; дух – орган Богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила».28 И преп. авва Исаия, называя составные части человека, говорит, что «эти части суть: душа, тело и дух».29 И преп. Антоний Великий, объяснял, что человеческая «жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела».30 И «у Исаака Сирианина тоже полагается три части, так же и у Ефрема Сирина и многие из св. Отцов допускали дух душу и тело».31

Это дает повод думать, что святые Отцы разделялись во мнении о составе человеческой природы. По крайней мере, «существует взгляд, согласно которому все св. Отцы подразделяются на трихотомистов и дихотомистов: одни учат о том, что человек состоит из трех начал (дух, душа и тело), другие – что из двух (душа и тело)».32 Даже вышеприведенные слова Апостольские (1Фес. 5:23) по-разному понимаются. Конечно, христианин обязан «во всецелом теле, душе и духе соблюдать совершенную святость, похваляемую Павлом»,33 но, говоря так, св. Апостол «не делит человека на три части, когда пишет Фессалоникийцам оные слова, моля Господа всецело освятить их по телу, душе и духу (1Сол. 5:23)»,34 а лишь заповедует, «чтобы всякое телесное, и душевное и духовное занятие направлено было к освящению».35 То есть, говоря о духе, душе и теле, св. Апостол имеет в виду троичность не структурную, а скорее функциональную.

А может словом «дух» св. Апостол называет в человеке дар Святого Духа36 или духовное стремление к Богу его души? Во всяком случае, некоторые считают, что «духом назвал Апостол дарование, и желает, чтобы оно сохранялось в них до Владычнего пришествия»,37 «ибо божественное Писание не на трое делит человека, но говорит, что живое сие существо состоит из души и тела».38

Но с другой стороны, утверждается, что «тело есть жилище души, а душа жилище духа и эти три сохранятся в тех, которые имеют искреннюю надежду и твердую веру в Бога»,39 и в тоже время признается, что человек – это «разумное животное, состоящее из души и тела».40 Вообще можно найти целый ряд «противоположных» утверждений не только у разных авторов, но и у одних и тех же. Например, св. Исаак Сирин в одном месте своего сочинения однозначно утверждает, что «человек составлен из двух частей, т. е. из души и тела»,41 а в другом пишет о «единомыслии тройственного (его) состава, т.е. тела, души и духа».42 И св. Симеон Новый Богослов, то говорит, что человек состоит из души и тела,43 то упоминает еще об уме или духе, как отличной от души части человеческой природы44 и т.д. Подобные примеры не только наводят на мысль, но и доказывают со всей очевидностью, что нет и не было никакого спора между дихотомистами и трихотомистами.45 И очевидно прав, сказавший, что «в святоотеческой литературе никогда не было такого искусственного деления или противопоставления: все древнехристианские авторы признавали, что в человеке есть ум, но одни считали его отдельным самостоятельным началом, другие – частью души».46 И хотя «трихотомическое описание человеческого состава... встречается в святоотеческой традиции реже, чем дихотомическое; однако и оно вполне традиционно для восточной патристики».47 В конце концов, «принимать ли три или две части в человеке, различие не важное… Оно было бы важно тогда, если бы одна из сих частей не участвовала в повреждении прочих. Но после того, как и душа и дух и тело грешны – весь состав поврежден, принимать ли две части или три, все равно».48

Если и считать этот предмет спорным, то спорным лишь терминологически. И «тем, кои не хотят различать духа и души, можно предложить, чтобы под словом – дух они понимали высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом – душа означали низшие действия и направления».49 Именно так естественней всего понимать и слова св. ап. Павла, когда он «в двух случаях (1Сол. 5:23Евр. 4:12), по-видимому, различает в человеке дух, душу и тело, но душею и духом означаются у него не две части человеческого состава, а две стороны жизни душевной».50 Другим словами, «слово – дух и душа, в отношении к природе человека означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала; отсюда и выражения его – духовный и душевный человек (1Кор. 2:14–15)».51 По словам преп. Иоанна Дамаскина: «Ум (дух) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой».52

Вообще святые Отцы предпочитали делить человеческое естество по более простому делению,53 в виду возникавших разных ересей и заблуждений.54 Во всяком случае, «с тех пор, как явились аполлинаристы и манихеи, которые, между прочим, проповедовали трехчастность человека... в Церкви начали еще раздельнее выражать учение, что человек состоит только из двух частей».55 Но при этом такое простое деление не отвергает более сложного тройственного деления человеческого естества.56