О тщеславии

О тщеславии

О тщеславии

Тщеславие есть первая дочь превозношения. Поэтому оно часто называется. вместо своей матери, первым из семи смертных грехов. Тщеславие рождает многие другие ошибки и недостатки. О тщеславии мы скажем немного. потому что мы достаточно сказали о его матери. Знай точно. чтобы понять его природу, что возношений человеческих. относящихся к почести, существует пять: похвала. честь, молва. слава и благоговение или почтение. Похвала – если ты восхваляешь кого-то благими словами, зная его доблести. Честь – когда ты внимателен и почтителен к знаку его избранничества. Молва – это объявление и свидетельство народа о каком-то почтенном деле. Слава – чистое признание достоинства других, соединенное с похвалой. Благоговение – это деяние, которым ты подобающим образом почитаешь благость ближнего.

Тщеславие есть безпричинное желание показать и объявить свое достоинство, благородство и некую видимость добра, чтобы принять либо славу, либо иметь хорошую молву, или что другое из названного выше.

Если ты делаешь все во славу Божию и для вразумления ближнего, то ты не грешишь, потому что Господь желает, чтобы стали явными добрые дела, да будет прославлена Его милость. Но очень грешит тщеславием тот, кто желает получить какое-то из пяти вышеназванных благ, не разбирая средств и считая их самоцелью.

Грешит, кто хвалится, что совершил грех (то есть, что убил, развратничал и тому подобное). Грешит, кто ради почестей среди людей преступает закон (как, к примеру, судьи, которые, чтобы не потерять дружелюбие царя или другого начальника, или свою должность, судят неправедно).

Бывает, что ради мирской славы человек наглеет, но, того не подозревая, такой безсовестный сослужит службу другим, ибо ближний, претерпев зло, будет с ним судиться, что послужит наукой и детям. А в итоге наглец может усовеститься. Дочерей у тщеславия семь. Первая – хвастовство, когда некто превозносит себя больше, чем он есть, или в своем благородстве, или знании, или богатстве, или в ином чем. Вторая – поиск новых вещей и удовольствий, то есть новых блюд и способов угождения чреву, новых одежд и прочего, чтобы другие люди тобой удивлялись и восхищались. Третья – притворство, когда ты притворяешься и изображаешь себя доблестнее других; но даже если ты это делаешь с целью дать пример ближнему, такое поведение является грехом. Четвертая – непреклонность, то есть упрямство. Пятая – несогласие. Шестая – сварливость. Седьмая – непослушание. Эти семь – суть грехи непозволительные, но не смертные, если только ты не делаешь что-то с презрением к Божиему Закону или с большим соблазном для ближнего.

Знай точно, что порочный во всем демон имеет обычай делать три рва на пути всякого благого делания, чтобы сбросить тебя в один из них, если ему удастся. Первое – он создает трудности и показывает тебе дело невозможным, чтобы ты убоялся его делать и не начинал ничего доброго. Второе – он измышляет нечто и противоборствует, чтобы убедить тебя не делать полезного дела для Бога, но указывает другую цель и с другой мыслью. А если он увидит, что не победил тебя ни тем, ни другим, то страстно и одержимо силится сбросить тебя в третий ров, то есть восхваляет и славит тебя, чтобы ты тщеславился и тем рассеял плод хорошего дела. Для этого достаточно тщеславия, ибо оно мыслится одним со своей матерью – превозношением. И те толкования, которые мы написали о превозношении, ты можешь относить и к тщеславию. Но помимо того, нужно сказать кое-что и отдельно о тщеславии.

Совершенно истинным является, что в мире были люди славные, гораздо более известные, чем ты, но они умерли и вечно мучаются в аду, а мы их восхваляем и говорим о них только хорошее, повествуя об их славе. И какую пользу им приносит великая слава их имени, слышная по всей земле? Какую помощь получает их душа от похвал человеческих? Никакую!

Итак, полезнее бы тебе было обратить свои очи, человек, от земной и временной славы к небесной и вечной, от людей – к Богу. На это нужно расходовать все свои деяния, ибо Бог сотворил тебя не ради пустой и суетной славы, но ради истинной и небесной. Он тебе дал жизнь, чтобы ты с помощью нее постигал свою цель. А великую пользу здесь приносят добродетели и хорошие дела. Оставь суетность славы заблуждающегося мира, если желаешь удостоиться славы на Небесах, которую тебе приготовил Бог. Исполняй вот три каких вещи, чтобы совершенно избежать тщеславия:

·Совершай тайно твои благие дела и подвиги, чтобы о них никто не узнал.

·Когда люди тебя хвалят, думай о своих грехах. Болезнуй и скорби сердцем при похвалах, которые тебе дают за малую добродетель, которую видят, ибо грехов твоих не знают.

·Относи все свои почести к благодетельному Богу и отдавай Ему всю воздаваемую тебе похвалу. Бог – причина всякого блага. Ему подобает всякая слава и благодарение. Какое бы добро ты ни сделал, ты не должен тщеславно похваляться, ибо сам бы ты без Божией помощи и благодати ничего не осуществил. Если Господь не созиждет дома добродетелей, то напрасно мы трудимся. Лучше быть грешником со смирением, чем праведником в превозношении: даже если тебе будут по плечу все добродетельные подвиги, но станешь смотреть свысока, тебя предадут мучению. Ты можешь увериться в истине из двух примеров (их нужно было бы написать в предыдущей главе «О превозношении», но чтобы та глава не была слишком большой, а эта – слишком маленькой, мы написали их здесь).

В книге «Цветущий луг» рассказано, как в одном монастыре был многоречивый монах. Он так надоел настоятелю, что однажды тот велел ему молчать и больше ничего не говорить. От стыда монах замолчал и больше не разговаривал. Он столь преуспел в этой добродетели, что удостоился знать тайные помыслы монастырской братии. Бог открыл ему многое.

В пределах того монастыря был пустынник, именитый и славный. Смертельно заболев, он послал в монастырь, чтобы к нему пришел священник и причастил его Святых Даров. Тотчас игумен отправился в путь с этим молчащим братом. По дороге им встретился разбойник, который, имея благоговение к пустыннику, тоже шел к нему, чтобы принять от него благословение. Когда подвижник причастился, то поблизости оказался и разбойник. Он был в страхе и ужасе, считая себя недостойным стоять пред великим святым. Он сказал со слезами авве: «Святый Божий, какая радость была бы тебе, если бы и моя душа грешника была в мере твоей добродетели». Тогда подвижник, не зная, что делает, вместо смиренных слов: «И я грешен, как и ты», или тому подобных, либо просто молчания с болью в сердце при этой похвале, – сказал разбойнику: «Всякий стремится к благу». Когда молчащий монах услышал это, то горько заплакал. На обратном пути к монастырю за ними следовал и разбойник, проливая потоки слез, что было удивительным чудом. Он рыдал от всего сердца, просил об исповеди, имея твердое и определенное намерение больше не грешить, даже если его убьют, но провести свою жизнь в подвижничестве. Так он шел в покаянии и сокрушении сердца и скончался на дороге. Когда монах его увидел, то улыбнулся и очень обрадовался.

Придя в монастырь, игумен спросил монаха, почему тот плакал, когда они причастили пустынника, и почему улыбался, когда умер разбойник. Монах ответил: «Когда причастился подвижник, и когда он разговаривал с разбойником, то превознесся, полагаясь на свой пост и подвиг. И несчастный был предан мучению, ибо Господь ненавидит превозносящихся, они Ему мерзки. А разбойник, наоборот, шел сзади нас с великим сокрушением сердца, чтобы исповедоваться. Он намеревался стать подвижником, совершать великое покаяние и борение до смерти. И, скончавшись в этой боголюбезной мысли, он спасся».

Также в «Патерике» можно прочесть страшную, достойную рыдания и слез повесть. Я ее записываю здесь, в конце этой речи, как бы ставя печать, чтобы добродетельные люди смотрели со страхом и вниманием и не утратили свои труды жалким образом.

Был в пустыни один подвижник. Он узнал, что умер брат, оставив ребенка трех лет. Старец отошел в дом, взял ребенка в келлию и воспитывал его с великим усердием, вразумляя в чине монашеского жительства. Отрок соблюдал суровый образ жизни и проходил столь великий подвиг, что старец дивился, видя в нем такое горячее движение к духовному. Он постился, бодрствовал, каялся и совершал много другого. Старец прославлял Бога, полагая, что отрок – святой человек. Но когда юноше исполнилось 18 лет, он умер. А старец молился Богу всякий раз, прося явить, в какой части рая пребывает его племянник. Так он часто молился, и вот однажды в видении ему был явлен отрок в месте зловонном и мрачном. От скорби он громко воскликнул ко Господу, говоря со слезами: «Что же, Боже милостивый, разве Ты можешь совершать несправедливость, помещая такого добродетельного человека в адское мучение? Он был девственником и жил в воздержании. Он не ел даже хлеба, а питался только травой и водой. Он непрерывно совершал и другие благие дела. Итак, почему же Ты мучаешь несчастного?» Когда он это сказал, то услышал голос, говорящий ему: «Не богохульствуй, старче, ибо Бог не может совершать несправедливость. Когда ты вразумлял ребенка чинам подвижничества, то почему же, невежественный, ты не изъяснил ему основу их – смирение? Знай, что он считал себя в уме святым, и за это справедливо погиб. Господь гордым противится».

Так что получите пример, слушатели, и да не превозносится никто. Соблюдайте все заповеди, но прежде всего проще относитесь к самим себе, чтобы там быть прославленными вечно.

Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7