Злые мысли очень опасны, так как приводят к ошибочной и бесполезной деятельности («Злые мысли – источник ошибочной деятельности человека и тех плодов, которые непременно должны родиться от неё»)191.
Действиезлых мыслей | Наставления святых отцов и подвижников благочестия о злых мыслях |
Умножаютзлые дела | «Грехи умножаются от злых и нечистых помыслов». (Преподобный авва Исаия)«За злыми мыслями следует целый поток зла, который от мыслей распространяется на все дела, поглощает все способности, и во внешнемсостоянии не производит ничего, кроме опустошения». (Святитель Филарет Московский)«Злые мысли развращают душу». (Затворник Георгий Задонский) |
Оскверняют,развращают,окрадывают,опустошаютдушу,делают душунемощной | «Как нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело и прежде времени сводит в могилу, так и нечистые, греховные мысли оскверняют душу». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда болят его члены; немощна душа, когда у нее плохие мысли». (Святитель Тихон Задонский)«Пустота души всегда от помысла, когда плохую мысль принимаешь» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Окрадывание души есть неприметное лишение духовного богатства, пленение души [злыми помышлениями]. Окрадывние души есть, когда мы почитаем за добро в чем нет добра». (Преподобный Иоанн Лествичник) |
Делают душупленницей злаи неспособнойк добру | «Бедная душа, благородное создание, страстными помыслами, как человек в темнице сидящий, узами связана, и не может свободно делать добро»(Святитель Тихон Задонский)«Если мы не привыкнем отсекать злые помыслы в начале их появления, то они настолько расплодятся, что сделают нашу душу неспособной ко всякому доброму делу». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов)«Когда ум обращен к предметам гнусным, то душе невозможно заниматься добрыми мыслями». (Преподобный авва Пинуфий)«Пагубна мысль ложная: она вводит в душу омрачение, делает ее пленницей зла». (СвятительИгнатий (Брянчанинов) |
Лишают душудушевногоспокойствия | «Злыми мыслями злой дух выводит человека из духовного равновесия, лишает душевного спокойствия». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов)«Душа, движением изменчивых помыслов не приводится в покой». (Преподобный Исаак Сирин) |
Утомляютдушевные силы | «Злые мысли утомляют душевные силы человека и предают душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее».(Преподобный Ефрем Сирин) |
Мучают иоскверняютчеловека | «Запрещено желать зла и мыслить зло, чтобы злые желания не мучили твоего сердца, чтобы злые мысли не оскверняли и не затмевали ума человека». (Святитель Филарет Московский) |
Приводятчеловека визнеможение,делают бесплоднойдуховную жизнь | «Как выросшие на дереве негодные сучки от дерева отнимают сок и так бесплодным его делают и иссушают, так злые помыслы, когда вначале не пресекаются, внутреннего духовного человека в изнеможение приводят, бесплодным делают и душу человеческую иссушают» (Святитель Тихон Задонский) |
Лишают человекауспеха в его делах | «Если кто принимает в сердце неправедные мысли, то пути его не будут успешны» (Святитель Иоанн Златоуст) |
Приводятдушу в смущение | Если в вас смущение, это знак, что закралась фальшивая мысль». (Святитель Игнатий (Брянчанинов) |
Унижаютчеловеческоедостоинство | «Если мы допустили в сердце лукавый помысл и не отвергли его: то мы уже унижены сами в себе, перед внутренним в совести зерцалом человеческого и христианского достоинства». (Святитель Филарет Московский) |
Отражаютсяна лицечеловека | «Что яд аспидов, то и злые помыслы, потому что они и лицо изменяют...». (Преподобный Ефрем Сирин) «...Все помышления злые будут запечатлены на лице» (Святитель Феофан Затворник)«Лицо злое, хотя бы оно было и красиво, никто не может назвать прекрасным». (Святитель Иоанн Златоуст)«Грех, страсть... в мгновение изменяют лицо человека – из светлого в мрачное, из доброго в злое» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).«Страсти отражаются на лице». (Иоанн (Маслов), схиархимандрит ) |
Передаютсядругим людями заражают их | «Страсти по духовному устроению заразительны, например: злоба, еще не высказанная на словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в мыслях и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна, возмущаюсь я страстью, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский). |
Злые мысли расстраивают деятельность всех сил души:
Влияние злых мыслей на ум
Греховные мысли нарушают правильную работу ума.
«Помысл греховный, будучи принят и усвоен уму, входит в состав образа мыслей или разума, и лишает его правильности»192.
Греховные мысли затмевают, оскверняют ум193, делают ум нечистым194. Нечистота ума сильно искажает мыслительную деятельность.
«Как в загрязнённом зеркале бывает искажённое отражение предметов, так и в уме, загрязнённом греховными помыслами, отражается всё не так, как следовало бы. Такой ум:
· нравственные истины воспринимает превратно;
· окружающие предметы воспринимаются неправильно («Злые помыслы прельщают принимать комара за верблюда и камешек за камень»195);
· отношение к нам ближних рассматривается с примесью худых расположений»196.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает также на то, что «греховные помыслы, рождающие от беспорядочного чтения, наполняют ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишают ум... правильного взгляда на мир»197.
«Греховные помыслы отнимают способность здраво рассуждать, так как помрачают198 и ослепляют199 ум. Не дают увидеть «свет истинный, просвещающий всякого человека» и то положение, в котором находится человек»200.
«Человек с помрачённым умом часто не считает грехом то, в чём великий грех, о чём плакать должно. Например, отомстить ближнему, зло за зло воздать, оскорбить, обмануть, словом, как стрелой уязвить человека – всё это многие для себя утешением считают, что есть крайнее ума помрачение. Помысл греховный ум омрачает и ослепляет так, что человек ходит, как слепой: не знает, куда путь ведёт его, не различает зла от добра, истины от лжи, благополучия от злополучия»201.
Кроме того, «оскудение разума производит в человеке мысли суетные, они препятствуют приобретению полезных и нужных знаний»202.
Таким образом, греховные помыслы искажают образ мыслей человека, его мировоззрение (видение мира), препятствуют приобретению полезных и нужных знаний.
Выразительно и метко обличает святитель Тихон Задонский имеющих в уме злые мысли и соглашающихся с ними: «Если в уме зло – злодей еси»203.
Влияние злых мыслей на сердце (как на вместилище чувств)
«Мысленное услаждение грехом оскверняет сердце, делает его холодным и бесчувственным... Сердце человека никогда не может быть праздным; если только оно не заполнено добродетелью, то диавол заполняет его скверными мыслями и пожеланиями. Из порочного сердца могут произрастать только ссоры, драки, убийства, обиды, злословие, обманы, осуждения, насмешки... и пр.»204. «Если такой человек и избегает телесных грехов, как то: не убивает, не крадёт и не прелюбодействует, однако «в сердце соглашается на грех – равно перед Богом грешит»205; «а греховное чувство, закосневши в сердце, делается как бы его природным свойством»206.
«Горечь яда худых помыслов исполняет сердце наше»207.
Влияние злых мыслей на волю
Греховные помыслы причиняют вред воле человека. «Вместо стремления к чистоте и в ней появляются противоположные желания, влекущие её в сторону зла... Воля постепенно слабеет и подчиняется различным чувственным побуждениям»208.
Святитель Феофан Затворник пишет, что из греховных мыслей составляются предрассудки сердца и воли: «Так, самолюбие держит в голове человека постоянную мысль, что он лучше других, скрашивает свои недостатки и показывает человека самому себе всегда хорошим. Удовольственность уверяет, что наслаждения так нам естественны, что без них быть нельзя; потому – что отказывать себе в них, когда сама природа расположила к ним? А рассеянность и ветреность не позволяют вникнуть и разобрать, в чём суть дела. У сребролюбия сколько прав! Нельзя прожить – береги про чёрный день, дом – яма и проч., а между тем забота всё гонит вперёд и вперёд. Гордость говорит: кому ж и занять те или другие должности? Если все станут отказываться, тогда что? – уж поставлен на такой дороге, что ж сделаешь?»209. Эти предрассудки мешают человеку видеть истинный смысл вещей и явлений.
Влияние злых мыслей на совесть
Греховные мысли «имеют влияние на совесть и уклоняют совесть от правильного действия»210.
Важно, чтобы человек знал, когда злая мысль становится грехом.
«Нет никакого греха в злых мыслях, когда воля и разум человеческий не соглашаются с теми злыми мыслями, особенно же, когда ненавидят и не хотят их. Но когда ум и воля человека добровольно услаждаются ими, и, благоволя им, удерживают их в сердце своем, тогда те же мысли становятся грехом»211.
«Человека постоянно смущают греховные мысли, но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен»212.
Исходя из приведённых систематизированных воззрений святых отцов, можно сделать основной вывод о действии на душу добрых и злых помыслов: после добрых мыслей душа спокойна, после злых – смущена.
«После злых помыслов душа смущена, то есть возбуждается страстями: яростью, похотью, гордыней, высокомерием, тщеславием. Но после добрых помыслов на долгое время приобретает душа неизреченный мир, тишину и великое смирение»213.
«Мысль истинная возвещается сердцу тишиной, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя..., к утешительной надежде на Бога. [Мысль] ложная, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ее смущению, мраку, неопределенности, переменчивости, мечтательности»214.
«Пагубна мысль ложная: она вводит в душу омрачение, самообольщение,... лишает свободы...»215.
«Когда в твоей душе добрые мысли, тебе хорошо и легко, ты чувствуешь спокойствие и радость: это значит, что в тебе Дух Святой. Когда же в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, ты чувствуешь тяжесть и беспокойство. Это значит, что в тебе дух злой. Злой дух есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетели, дух духовной свободы и широты, дух мира и радости. По этим признакам распознавай, кто действует в тебе»216.
Итак, святые отцы и подвижники благочестия раскрывают как по-разному действует содержание мыслей (добрых и злых) на человека.
Описывая состояние мыслей человека, святитель Феофан Затворник пишет:
«Обычное наше состояние таково: мысли блуждают туда и сюда,чувства и желания хоть и колышутся, но без определенного направления. Так бывает сплошь и рядом. Иногда целые дни проходят так. Мысли эти бывают большей частью суетные, прикрепляющиеся с текущим житейским делам и подручным занятиям. Между ними часто проторгается пустомыслие, или мечтание неизвестно о чем. И пустые, и суетные мысли толпятся большей частью на поверхности души»217 и лишают ум «сосредоточенного внимания, столь нужного в деле управления собой»218. От блуждания ума приходят страстные помыслы. Так, святитель Василий Великий пишет: «... (есть) два способа, которыми непристойные мысли приводят в смущение здравый рассудок: или душа по собственному нерадению блуждает около того, что для неё неприлично, и от одних мечтаний переходит к другим, самым бессмысленным, или бывает сие по злоумышлению диавола, который старается представлять уму предметы непристойные и отводит его от внимательного рассматривания предметов похвальных.
Посему когда душа, ослабив твёрдость и собранность мысли, пробудит в себе первые встретившиеся ей воспоминания о предметах, без разбора взятых, тогда помысл, невежественно и безрассудно увлекаясь воспоминаниями об этих предметах и долго на них останавливаясь, из одного заблуждения переходит в другое, ещё далее его заводящее, пока, наконец, не вринется в гнусные и ни с чем не сообразные мысли»219.
К чему приводит блуждание мыслей?
«Мысли грешника непрестанно блуждают и никогда не постоят на одном. Это брожение помышлений делает его бессильным нравственно...»220. «Блуждание помыслов, непостоянство желаний страстных и тревоги сердца непрестанно беспокоят нас, не давая ни одного дела сделать как должно и всегда почти сбивая нас с пути. Это болезнь хотя всеобщая и повсюдная, но не естественная, а нажитая нами произвольно»221.
Неудержимое блуждание мыслей по миру, «житейские дела и заботы... не дают нам войти в себя и заняться исправлением себя»222.
Таким образом, результат блуждания мыслей:
· нравственное бессилие человека;
· неспособность добросовестно делать дела;
· нецеленаправленность;
· неспособность к самоисправлению.
Блуждание мыслей взаимосвязано с рассеянностью. «Рассеянность – нарушение внимания и благоговения»223.
«Рассеиваться – значит думать о том, что не связано с делом»224. «Рассеянность есть постоянное желание развлечений или любовь к ним»225.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «существенный недостаток ума заключается в непрестанном стремлении к развлечению. Поражённый развлечением [ум] скитается по вселенной без нужды и без пользы. Расхищаемый развлечением [ум не может] взглянуть, как должно, ни на душу, ни на самого себя. От развлечения [ум] не может внимать, как должно, Слову Божию: по наружности представляясь внимательным, [ум] в то время, уклоняется во все стороны, уносится очень далеко, к предметам вполне посторонним, которых рассматривание не только не нужно для [ума], но и чрезвычайно вредно... Развлечение – причина слабости [ума] в борьбе с греховными помыслами. От развлечения ум ощущает омрачение и тяжесть: когда прийдёт помысл греховный, он не вдруг и узнает его. Если же он и явен, то [ум], вооружаясь против него, не обнаруживает к нему решительный и непримиримой ненависти, вступает в беседу с ним, услаждается смертоносным ядом, который он лукаво влагает в душу. По причине развлечения объемлет ум забывчивость: ум забывает Бога, забывает вечность, забывает превратность и обманчивость мира, влечась к нему и увлекает душу. Ум забывает свои грехи и начинает находить в себе и в своей душе достоинства. Ум начинает искать, требовать признания этих достоинств от лживого мира...»226.
Таким образом развлечение приводит к:
· невозможности самопознания;
· невозможности познания Слова Божия;
· слабости ума в борьбе с греховными мыслями;
· забывчивости;
· самовозношению227.
Кроме того, «мирские помыслы, развлекая ум мирским и тленным, не позволяют возлюбить Бога и помнить о Боге»228.
Некоторые причины рассеянности:
«Рассеяние помыслов бывает иногда от слабости человеческой, иногда от нерадения, иногда по нашей вине, когда произвольно вдаёмся в излишние развлечения; а часто, и демоны всеивают в нас разные помыслы – сначала благовидные, полезные. Если примем их, то за полезными придут и бесполезные; если и эти произвольно примем, то в наказание за свою вину будет оставлены и поневоле увлечёмся в помыслы совершенно вредные»229.
К чему приводит рассеянность?
«Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для воров, разбойников и блудниц. Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением и многопитанием», и опустошение230.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Видите ли, как после рассеянных мечтаний, после свободного течения мыслей душа наполняется всякого рода нечистотой. Замечают, что после долгого развлечения душа находит в себе или тщеславие, или нерасположение к какому-либо лицу, или зависть, или другую какую-либо греховную наклонность и недоумевает, откуда всё это внесено в неё, кто всеял сии плевелы греха, когда она ревностно старалась сеять только пшеницу благих дел? Враг человеческий сие сотвори, когда размышлением усыплена была бдительность души над собою; всеявый... есть диавол (Мф.13:39). Наряду с другими предметами входит в душу враг, прельщает её то к тем, то к другим мечтаемым видам и таким образом посевает в ней грех»231.
«Отчего, после какого-нибудь рассеяния душа начинает тосковать? Оттого, что находит себя окраденною. Рассеянный человек сделал душу свою большою дорогою, по которой, чрез воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу. Но тогда, как она таким образом оторвётся как бы от себя, тайно подходит диавол, уносит доброе семя и полагает злое. Так учит Спаситель, когда объясняет, кто похищает посеянное при пути, и кто есть всеявый плевелы. То и другое враг человека творит»232.
Кроме того, «мирские пожелания, рождающиеся в душе при рассеянности ума, производят многоразличные беспорядки в помыслах и делают нас ленивыми на добрые дела»233.
Таким образом, рассеянность:
· опустошает и окрадывает душу;
· наполняет душу нечистотой;
· поселяет в душе тоску;
· порождает беспорядочность мыслей;
· делает человека ленивым на добрые дела.
Итак, святые отцы и подвижники благочестия убедительно показывают, какой вред наносят человеку злые мысли и рассеянность. Одновременно они указывают, что «от нас зависит, чтобы исправилось качество помыслов и возникали в умах наших добрые, а не злые мысли»234.
Как это делать? ― Это и есть «наука из наук и искусство из искусств ― умение управляться со злыми помыслами»235. Этой науке посвящены многие святоотеческие труды. Здесь же приведём некоторые методы работы с мыслями, указанные в советах святых отцов и подвижников благочестия.
Поскольку мысли человека оказывают самое существенное влияние на его жизнь, то работа с мыслями, (то есть наполнение души добрыми мыслями; сосредоточение и собранность ума вместо рассеянности) необходима всем. «Не думайте, что можно безнаказанно позволять вольность мыслям. Надо держать их на привязи и управлять ими»236. «Этот труд всем жёнам и мужьям, <...> молодым и старым, юношам и девам, начальникам и подчинённым, всем ― предлежит»237. «Каждый должен произвести борьбу с греховными помыслами»238.
* * *
127Там же. с.241.
Творения блаженного Феодорита, епископa Киррского. М., 2003. С.227.
Святитель Феофан Затворник. Толкование на послание апостола Павла к римлянам. К злым помыслам относится также «злопамятство» (см. Блаженный Феофилакт) и месть, которая сидит и думает, как бы отплатить злом за зло» (Там же).
Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С.609.
О силе кротости и смирения. М., Ковчег, 2014. С. 63.
Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1896. С. 101.
Григорий Дьяченко, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. М., 2010. С. 476.
Феофан Затворник, святитель. Письма к разным лицам. М., 2013. С. 541.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорил своим духовным чадам: «Всегда смотри: нужно ли, полезно ли».
Феофан Затворник, святитель. Толкование на 118 псалом. Стих 37.
«Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя» (Пс.118:37). «Но, живя среди суеты, трудно не смотреть на суетные вещи. А это воззрение раздражает кроющиеся в сердце позывы, а возбужденные позывы вызывают сочувствие, с которым тесно граничит увлечение и кружение в суете. Когда позывы раздражены, глаза невольно обращаются к предметам раздражающим и еще более раздражают их. Тут они уже бывают прикованы к этим вещам. «Отврати очи» имеет такой смысл: не дай мне воззрением на вещи суетные увлекаться суетой и прицепляться к ним вниманием и сочувствием моим, потому что в этом – смерть для меня. Держи меня на пути заповедей Твоих, потому что в этом – жизнь. Пребывание в заповедях... оживляет и возбуждает энергию». (Там же).
Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Изъяснения по святоотеческим толкованиям. Киев, 1883. С.257
Филарет (Дроздов), святитель. Творения. Слова и речи. Т.IV М., 2007. С.580.
Там же.
Иоанн Кронштадский, святой, праведный. Цит. По кн.: О греховных помыслах и борьбе с ними. Почаевская лавра. С.90.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.311.
Авва Евагрий Понтийский. О помыслах. М., 2012. С.6.
Авва Евагрий Понтийский. Добротолюбие. Т.4. М., 1889. С.603.
Григорий Синаит, преподобный. Творения. М., 1999. С.40.
Григорий Синаит, преподобный. Творения. М., 1999. С.40.
Творения преподобного Максима Исповедника: в 2 кн. Кн. I. М., 1993. С.128.
Собрание писем святителя Феофана Затворника. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. М., 1898. П.287. С.140–141.
Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892. С.152.
Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892. С.152.
Там же.
Там же. с.87.
Там же. С.268.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.334.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.2003. С. 983.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.329.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.329.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.2003. С.217.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.324.
Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1862. С.98.
Симфония по творениям Святителя Григория Богослова. М., 2008. С.545.
Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Свято-Введенский Печёрский монастырь, 1994. С.158.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.2003. С.1057.
Амвросий Оптинский, преподобный. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т.2. Ч.2. С.516.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.334.
Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1862. С.99.
Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. С.139.
Авва Евагрий Понтийский. О помыслах. М., 2012. С.105
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.319.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. В помощь кающемуся. М., 2013. С.17.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.2003. С.220, 221
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.319.
Там же.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С.320.
Там же. С.321.
Авва Евагрий Понтийский. Добротолюбие. Т.1. М., 1895. С.603.
Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1862. С.247–248.
Творения преподобного Максима Исповедника. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1993. С.128.
Феодор Эдесский, святитель. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. С. 322.
Марк Подвижник, преподобный. Нравственные подвижнические слова. 1911. С. 215.
Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892. С. 147.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2007. С. 100.
Авва Фалассий. Добротолюбие. Т. 3. М. 1900. С. 293.
Максим Исповедник, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 190.
Максим Исповедник, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 190.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 311.
Максим Исповедник, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 190.
Там же.
Там же.
Симфония по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2008. С. 360.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. ТС Л, 1991. С. 298.
Филарет Московский, святитель. Сочинения. М., 1830. Слово 81.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова, преподобный. М. 1890. С. 562.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 84.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова М. 1890. С. 514.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. Ч. III. П. 205.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова М. 1890. С. 400
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 1044.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова М. 1890. С. 515.
Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С. 1045.
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 360.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 324.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 311.
Там же. С. 312.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. ТС Л, 1991. С. 295.
Исихий, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 192.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 173.
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2010. С. 390–391.
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) М., 2008. С. 627.
Димитрий Ростовский, святитель. Цит. по кн.: О греховных мыслях и борьбе с ними. Почаев, 2014. С. 16.
Симфония по творениям преподобного Амвросия Оптинского. М., 2006. С. 213.
Авва Евагрий Понтийский. Цит. по кн.: О греховных мыслях и борьбе с ними. С. 94.
Игнатий Брянчанинов, святитель. Цит. по кн.: О греховных мыслях и борьбе с ними. Почаев, 2014. С. 95.
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 226.
Иоанн Кронштадтский, святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. СПб., 1893. С. 127.
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь? М., 2009. П. 57.
Внутренняя жизнь. Слова епископа Феофана. М., 1893. С. 50.
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Сергиев Посад, 1900. Ч. I: Гл. 17. С. 356.
Феофан Затворник, святитель. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. Гл. 4.
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь? М., 2009. С. 51.
Там же. С. 139.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1 СПб., 1903. Отд. 3.
Василий Великий, святитель. Правила кратко изложенные. П. 21.
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2010. С. 225.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. СПб., 1903. Гл.6. Совещание души с умом.
Там же.
Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. Б. 15. Ст. 13.
Исаак Скитский. По кн.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Десять собеседований. 10. Гл. 14.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1.
Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь, гл. 21.
Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М.,2008. С. 97.
Василий Великий, святитель. Подвижнические уставы. Гл. 26.
Авва Моисей, преподобный. Сокровищница. Т.8. С.88–89.
Исихий преподобный. Добротолюбие.Т.З. Сокровищница. Т.8. С. 142
Феофан Затворник, святитель. Ларец мудрости духовной. М., 2004.С. 111
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С.744
Преподобного отца нашего Макария Египетского: Духовные беседы, послания и Слова. ТСЛ, 1904. С. 275.
Н.В. Маслов. Значение мыслей в жизни человека