Существо Божие

Существо Божие

Существо Божие

Человеческие представления о Боге всегда связаны с мыслью о существе абсолютном, всесовершеннейшем. Такое всесовершеннейшее существо можно представить только безусловно духовным, обладающим разумом и свободой. Истина о духовности божества проповедовалась в Ветхом Завете с самого начала, и к Богу прилагалось всё то, что входит в понятие о духе и связано с духовно-личным бытием. Хотя пророк Моисей и называет Его “Боже духов всякой плоти” (Числ.16:22; 27,16), но Ветхозаветное Откровение ни разу прямо не именует Бога Духом.

в Новом Завете уже ясно и конкретно говорится о духовности Божества(греч. πνευματικοτης). Священное Писание Нового Завета раскрывает понятие о Боге как о духе, указывая на Его свойства. “Бог есть дух (Πνευ̃μα ό Θεός) и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:24). “Дух, — по словам Иисуса Христа, — плоти и костей не имеет” (Лук.24:39); “Где Дух Господень, там свобода” (2Кор.3:17), — поясняет апостол Павел. Святой евангелист Иоанн Богослов уточняет: “Дух дышит, где хочет”(Ин.3:8), т.е. Святой Дух действует во всем мире, где и когда Ему угодно.

Идея всесовершенства существа Божия обязательно приводит к представлению о Боге, имеющем действительное бытие (т.е. реальное, а не мыслимое, или бытие только в возможности), притом бытие всесовершеннейшее, т.е. лишенное всяких недостатков и ограничений, или, другими словами, бытие вечное, неизмеримое и вездесущее. Откровение особенно выразительно указывает на полноту совершеннейшего бытия в Боге, называя Его Сый или Сущий«Я есмь Сущий» (Я есть Тот, кто есть) (Исх.3:14). «И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам» (Исх.3:14).

Святой Григорий Богослов разьясняет “Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится” есть, “как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве” 27.

Свойства Божии

Наиболее общими и основными признака в понятии о Боге являются безграничная полнота бытия (беспредельность, бесконечность) и духовность. Свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его бытия вообще, обычно называются онтологическими28, или существенными, свойствами Божиими, а свойства Бога как всесовершеннейшего Духа называются духовными.

Свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия

Главные свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия следующие:

1) самобытность, 2) неизмеримость и вездеприсутствие, 3) вечность, 4) неизменяемость.

1. Самобытность (греч. αύτουοία) означает, что бытие Бога самобытное, саможизненное, т.е. причину и необходимые условия Своего бытия Он имеет в Себе Самом. В силу Своей самобытности Бог есть существо необходимо существующее, т.е. такое, которого не может не быть. “Я есмь Сущий‚ (Исх.3:14), — Говорит Господь о Себе. Через пророка Исаию Он возвещает: “Аз есмь: прежде Меня не было Бога п после Меня не будет”

(Ис.43:10). В Новом Завете мысль о самобытности Божией особенно ясно выражена в словах Господа Иисуса Христа: “Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе” (Ин.5:26). Святые отцы и учители Церкви находили это имя наиболее свойственным Богу, адекватно указывающим на Его сущность. Так, св. Климент Александрийский говорил: «Бог один поистине существует».

2. Неизмеримость и вездеприсутствие (ηαυταχου̃ παρουσία) Бог обладает самобытным бытием, и как самобытный, т.е. имеющий источник и причину Своего бытия в Самом Себе, Он никак, никем и ничем не ограничен. Все, что есть в тварном мире, существует в условиях пространства и времени, т.е. ограничено и конечно. Да и сами пространство и время как форма существования конечных вещей неотделимы от последних. Бог же как самобытный, нетварный и абсолютный, независимый ни в чем и ни от чего-то внешнего, находится вне или выше пространственности, или измеримой протяженности. Бог есть существо необъятноенеограниченное и неизмеримое. Будучи неизмеримым, Он сопребывает с миром как существо вездесущее, т.е. Бог, не будучи заключен в каком-либо пространстве, наполняет Собою все и пребывает везде, повсюду, всегда, всецело. Священное Писание свидетельствует об этих свойствах Божиих. “Не наполняю ли Я небо и землю? – говорит Господь” (Иер.23:24). “Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меняи где место покоя Моего?” (Ис.66:1). Псалмопевец Давид исповедует вездеприсутствие Божие: “Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду‚ ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на рай моря – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя.” (Пс.138:7–10). Апостол Павел лаконично обобщает: “Бог… над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф.4:6).

Свойство неизмеримости Бога тесно связано с Его самобытностью. Глубже и лучше понять это свойство помогают наблюдения, которые показывают, что чем большей способностью обладает существо или предмет к внутреннему, самостоятельному существованию, тем более обширным пространством оно способно овладевать. Растение (корнями в земле, ветвями в воздухе) например, может овладевать большим пространством, чем камень; животные, одаренные самопроизвольной силой, – еще большим (через перемену места), чем растения; человеческая душа мыслями и стремлениями — большим, чем животные; ангелы, как духи бесплотные, еще более свободны от пространственных ограничений. Бог, как говорил св. Иустин Философ, не объемлется и целым миром.

3. Вечность (греч. άιωνίοτης) Будучи неизмерим, т.е. возвышаясь над пространственными границами, Бог существует так же и вне границ временных, т. е. Он вечен (выше уже было сказано о том, что время и пространство являются формой тварного, конечного бытия и потому сами по себе, отдельно от мира, не существуют). Вечность, т.е. надвременность, сверхвременность или вневременность, устраняет в Боге все, что включается в понятие времени. А в понятие времени, связанное с физическим миром, входит представление об изменчивости во всем, т.е. появление и исчезновение, переход из одного состояния в другое, последовательность и преемственность в жизни, где появляются начало и конец, прежде и после, прошедшее, настоящее и будущее. Но бытие вечного Бога не есть последовательное, преемственное, жизнь Его не развивается и не угасает. Бог живет сразу и всецело, полностью, а не по частям. В один и все моменты этого бытия мыслится вся Его полнота. Бытие Бога всегда постоянно и неизменно настоящее, и Бог всегда равнотождествен Самому Себе. Таким образом, в понятии вечности можно выделить следующие признаки:

а. Отсутствие начала и конца.
б. Невозможность изменения.
в. Наличие самотождественной полноты всякого совершенства.

В Священном Писании содержится много свидетельств о вечности Бога. Так, у пророка и псалмопевца Давида мы находим следующие высказывания: “В начале Ты [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты— тот же, и лета Твои не кончатся” (Пс.101:26—28); “Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог” (Пс.89:3). Интересны рассуждения блаж. Августина по данному вопросу, которые он изложил в своей “Исповеди”: “Всякое прошедшее уже не есть существующее, а всякое будущее еще не есть существующее следовательно, как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следователь у Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а — одно настоящее… Ты был раньше всего прошлого на высотах всегда пребывающей вечности, и Ты возвышаешься над всем будущим: оно будет и, придя, пройдет, «Ты же всегда – тот же, и годы Твои не кончаются» (Пс.101:28). Годы Твои не приходят и не уходят… Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят; «Годы Твои как один день» (1Петр.2:3,8), и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой – это вечность” 29.

4. Неизменяемость (греч. άναλλοίωτον) Божия есть самотождественная полнота всесовершеннейшего существа Божия, она есть следствие независимости Божией от границ и форм пространства и времени. Бог всегда пребывает один и тот же в Своем существе, в Своих силах, совершенствах, определениях, не подлежа никаким переменам или случайным переходам из одного состояние в другое. Кроме этого метафизического основания неизменяемости Божией некоторые святые отцы Церкви намечают ее нравственное основание, рассматривая Божество как первообразную Красоту и самосущее Благо, и отсюда делают заключение о Его неизменяемости. Так, св. Григорий Нисский писал: “Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться”30. В силу этой неизменяемости жизнь в Боге не подлежит постепенному развитию и усовершенствованию, и существо Божие через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и ничего не приобретает для Себя такого, чего бы еще не имело, т.е. не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии. Поэтому не только внутренние, вечные акты Божественной жизни (рождение Сына, исхождение Святого Духа), но и акты временные (творение мира, промышление о мире, воплощение Сына Божия) не вносят изменений в жизнь Бога. Священное Писание свидетельствует о неизменности Божией: “Я – Господь, Я не изменяюсь” (Мал.3:6); У “Отца светов… нет изменения и ни тени перемены” (Иак.1:17); “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский