Рай.Царство Небесное

Рай.Царство Небесное

Рай. Царство Небесное

Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая – лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.

В Библии «раем» (paradeisos) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его... И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1–6, 10, 22–24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.

Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство. Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: «что это?.. как я очутился здесь?..» Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание... Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество... Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник... Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими... После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога... (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое... Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости».358 Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».359

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, – говорит святитель Василий Великий, – потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем».360 Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном «праведники просветятся, как солнце» (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1Ин. 3:2) и познают Его (1Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть «мрачная темница», и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке.361 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю – все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.362

По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, – поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., – лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

Ты – Царствие Небесное,

Ты – кротких всех земля, Христе,

Ты – рай мой зеленеющий.

Ты – мой чертог божественный...

Ты – пища всех и жизни хлеб.

Ты – влага обновления,

Ты – чаша живоносная,

Источник Ты воды живой,

Ты – свет для всех святых Твоих...

А «многие обители»

Являют нам, как думаю,

Что будет много степеней

Любви и просвещения,

Что каждый в меру сил своих

Достигнет созерцания,

И мера та для каждого

Величьем будет, славою,

Покоем, наслаждением –

Хотя и в разной степени.

Итак, палаты многие,

Различные обители,

Одежды драгоценные...

Венцы разнообразные,

И камни, и жемчужины,

Цветы благоуханные...–

Всем этим там является

Одно лишь созерцание

Тебя, Владыко Господи!363

О том же говорил святитель Григорий Нисский: «Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни... Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством... Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)».364 После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый «невечерний день» Царства Божьего, «вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге».365 Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. «Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..» (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:54–57).


Антология святооческих текстов

Рассмотрим, возлюбленные, как Господь постоянно показывает нам будущее воскресение, начатком которого сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых. Посмотрим, возлюбленные, на воскресение, совершающееся во всякое время. День и ночь представляют нам воскресение: ночь отходит ко сну – встает день, проходит день – настает ночь. Посмотрим на плоды земные, каким образом происходит сеяние зерен. Вышел сеятель, бросил их в землю, и брошенные семена, которые падали на землю сухие и голые, сгнивают, но после этого великая сила Промысла Господня воскрешает их, и из одного зерна возращает многие и производит плод.

Священномученик Климент Римский

Надобно ожидать, что тварь будет страдать, как бы обреченная на смерть во время горения, но для того, чтобы быть воссозданной, а не погибнуть, дабы мы обновленные жили в обновленном мире... Обрати внимание на пример сна и пробуждения. Ибо если за бодрствованием следует сон, а за сном пробуждение, то в этом заключается учение о смерти и воскресении: так как «сон и смерть – близнецы» (Гомер), то оживотворение из мертвых так же необходимо, как восстание от сна... Умершие тела снова оживут. Об этом, если хочешь, заключай не только от сна и восстания, но и от семян и растений, так как все они возвещают воскресение. Посмотри на семена, как они голые и тощие бросаются в землю, а оттуда появляются опять плодоносными.

Священномученик Мефодий Патарский

Если нет воскресения, нет и Бога, нет и Промысла, но все управляется и движется случайно... Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые?» О, неверие! О, безумие! Тот, Кто одним только желанием изменил прах и тело, Кто повелел малому семени расти в утробе и совершать этот многообразный и разнообразный телесный организм, не тем ли более, как только захочет, воскресит то, что произошло и исчезло?.. Господь объявил о воскресении тел не словом только, но и делом. Прежде всего, когда воскресил Лазаря, четверодневного и уже предавшегося тлению и уже смердевшего. Ибо Он воскресил не душу, лишенную тела, но и тело вместе с душею – и не другое, а то самое, которое предалось тлению... Рассмотри семена, зарываемые в бороздах, как бы в могилах. Кто – доставляющий им корни, стебель и листья и колосья и тончайшие острые иглы на колосе? Не Творец ли всяческих? Не повеление ли Того, Кто устроил все?.. Итак, мы воскреснем, ибо души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление...

Преподобный Иоанн Дамаскин

Однажды, встав очень рано, ходил я с двумя братьями вне... города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в удивлении сказал: «Если звезды сияют с такой славой, то насколько более праведные и святые, сотворившие волю святого Бога, в тот час, когда придет Господь, воссияют неизреченным светом спасительной славы!» Но вдруг при воспоминании об этом страшном Христовом пришествии содрогнулись кости мои, и, ощутив трепет в теле и душе, я заплакал с сердечной болью и сказал, вздыхая: «Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии?.. Как мне, бесплодному, оказаться в числе святых?.. Или что мне делать, когда святые узнают друг друга в небесном чертоге? Кто меня узнает? Праведные будут в чертоге, а нечестивые в огне».

Преподобный Ефрем Сирин

Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра, напротив, и (теми, кто) в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа... Кто бывает всем, Тот бывает и во всех. Этим, мне кажется, Писание научает совершенному уничтожению порока. Ибо если во всех существах будет Бог, то, без сомнения, Он не будет в существах порока... Цель у Бога одна... – всем уделить приобщение благ, которые в Нем... После очищения и истребления страстей огненными врачевствами место каждого (дурного) свойства займет (противоположное) доброе: нетление, жизнь, честь, благодать, слава, сила, и если еще что иное представляем умосозерцаемым и в самом Боге, и в Его образе, то есть в природе человеческой.

Святитель Григорий Нисский

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Апок. 21:1). Здесь говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: «сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:21)... Обновление старого не значит уничтожение, но только устранение старости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: «и тот, да не тот», то есть – изменился... Видение святым (Иоанном) святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим... Этот город, основание которого Христос, составляется из святых... Не будет (там) ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное веселие.

Святой Андрей Кесарийский

На кресте (Христа) смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо «не находит себе в Нем места». Итак, искупление есть борьба жизни со смертью и победа жизни. Человечество Христа – это начаток новой твари: через Его человечество сила жизни вторгается в космос, чтобы его воскресить и преобразить конечной победой над смертью. После воплощения и Воскресения смерть уже не спокойна: она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к... «восстановлению всяческих» – то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет «все во всем»... Христос – Глава Церкви, то есть того нового человечества, в лоне которого никакой грех, никакая враждебная сила не могут больше окончательно отлучить человека от благодати... Дело Христа простирается на все человечество за видимыми пределами Церкви. Всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие воскресения косвенно является верой во Христа, ибо одна только сила Христова воскрешает и воскресит мертвых. После победы Христа над смертью воскресение стало общим законом твари – не только человечества, но и животных, растений, камней, всего космоса...

В. Лосский

Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Угасил ее Держимый ею. Пленил ад Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти. И, предвидя это, Исаия возопил: «ад, – говорит, – огорчился, встретив Тебя долу» (Ис. 14:9); огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен; огорчился, ибо был связан. Принял тело – и коснулся Бога; принял землю – и встретил Небо; принял, что видел – и попался в том, чего не видел. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (Ос. 13:14). Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и ни одного мертвого во гробе! Восстал Христос из мертвых, положив начаток усопшим. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст


Указатель к текстам, помещенным в конце каждой главы

К главе I

Преподобный Силуан Афонский ­­ Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Cс. 148–150.

Климент Александрийский ­­ Строматы, 1, 2–1, 5 [Cс. 23–31].

Блаженный Августин ­­ Исповедь [Сс. 136–137].

8:28–31.

Преподобный Симеон Новый Богослов ­­ Слово нравственное 2, 7, 287–295 [SC 122, 386].

К главе II

Климент Александрийский ­­ Строматы 2, 2 [С. 181].

Климент Александрийский ­­ Строматы 5, 12 [Сс. 585–586].

Дионисий Ареопагит ­­ О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер. в кн.: Г. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. Сс. 160–164.

Дионисий Ареопагит ­­ О мистическом богословии, гл. 4–5. Цит. по: Г. Прохоров. Памятники... Сс. 172–176.

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ Точное изложение православной веры 1, 4.

Святитель Григорий Богослов ­­ Слово 31 [Т. 1. Сс. 455–456].

К главе III

Символ Никейского Собора ­­ Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344.

Святитель Афанасий Александрийский ­­ На ариан слово 1, 17–18 [Творения в 4 томах. Т. 2. Сергиев Посад, 1902. Сс. 198–200].

Святитель Григорий Богослов ­­ Слово 20 [Т. 1. Сс. 301–304].

Святитель Григорий Богослов ­­ Слово 31 [Т. 1. С. 451].

Преподобный Симеон Новый Богослов ­­ Гимн 45, 12–39 [SC 196, 102–104].

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ Точное изложение православной веры 1, 8.

К главе IV

Воспоминания пастыря ­­ Надежда №13. Франфуркт-на-Майне, 1986. Сс. 269–271.

М. Лермонтов ­­ Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1988. С. 161.

На горах Кавказа ­­ Сс. 4–6.

Святитель Василий Великий ­­ Беседа 1-я на Шестоднев [Творения. Т. 1. С. 13].

А. Эйнштейн ­­ Цит по: Свет и жизнь. Брюссель, 1990. С. 95.

Святитель Григорий Богослов ­­ Слово 28 [Т. 1. Сс. 408–413].

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ Точное изложение православной веры 2, 3–4.

Преподобный Симеон Новый Богослов ­­ Гимн 38, 24–74 [SC 174, 468–472].

К главе V

Архимандрит Софроний ­­ Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 25.

Григорий Нисский ­­ Об устроении человека [Творения. Ч. 1. М., 1861. Сс. 86–87].

Епископ Диоклийский Каллист ­­ Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. Pр. 62–63.

Авва Дорофей ­­ Поучение 1 [SC 92, 146–148].

Преподобный Макарий Египетский ­­ Беседа 11, 5 [Беседы, послание и слова. Сергиев Посад, 1904. С. 85].

Преподобный Макарий Египетский ­­ Беседа 30, 7–8 [Там же. С. 234].

В. Ильин ­­ Запечатанный гроб, Пасха нетления. Париж, 1926. С. 16.

Преподобный Силуан Афонский ­­ Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 185–187.

К главе VI

Святитель Григорий Богослов ­­ Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Казань, 1908. Сс. 181.

Святитель Григорий Нисский ­­ Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 183.

Святитель Кирилл Александрийский ­­ Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 95.

Изложение веры Халкидонского Собора ­­ Греч. текст см. в кн.: А. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. СПб., 1904. Сс. 289.

Святитель Агафон, папа Римский ­­ Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 6. Казань, 1882. Сс. 35–36.

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ «Точное изложение православной веры» 3, 14–15.

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ «Точное изложение православной веры» 3, 17.

Преподобный Симеон Новый Богослов ­­ Слово нравственное 13, 76–89 [SC 129, 406].

Служба Рождеству Христову (стихира на вечерне) ­­ Минея праздничная. С. 202.

К главе VII

Литургия святителя Василия Великого ­­ Молитва по преложении Св. Даров (см. любое издание этой Литургии).

Священномученик Игнатий Богоносец ­­ К Магнезийцам, 7 [Ранние Отцы Церкви. С. 113–114].

Послание к Диогнету ­­ [Ранние Отцы Церкви. Сc. 595­597].

Святитель Кирилл Александрийский ­­ Толкование на Евангелие от Иоанна 11, 11 [PG 74, 560А-561В].

К главе VIII

Учение Двенадцати апостолов ­­ Учение 12 апостолов 7–9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20–21].

Литургия святителя Григория Богослова ­­ He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 13–19.

Литургия святителя Иоанна Златоуста ­­ Молитва анафоры (см. любое издание этой Литургии).

Святитель Кирилл Иерусалимский ­­ Слово тайноводственное 4, 1–3 [Слова огласительные и тайноводственные. М., 1855. Сс. 367–368].

Протоиерей Фома Хопко ­­ Основы Православия. Нью-Йорк, 1989. С. 85.

Митрополит Сурожский Антоний ­­ Беседы о вере и Церкви. Сс. 118–127.

К главе IX

Преподобный Иоанн Лествичник ­­ Лествица 28, 1–43 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 355–363].

Житие преподобного Максима Капсокаливита ­­ Filokalia 5, 104–106.

Житие святителя Григория Паламы ­­ Filokalia 5, 107–108.

Святитель Феофан Затворник ­­ Цит. по: О молитве Иисусовой. Сс. 30–31.

На горах Кавказа ­­ Cс. 7–10.

Преподобный Силуан Афонский ­­ Иеромонах Софроний. Старец Силуан. Сс. 125–126.

К главе X

Преподобный Макарий Египетский ­­ Слово 6, 7–27 [Беседы, послание и слова. Сс. 423–436].

Преподобный Симеон Новый Богослов ­­ Слово огласительное 17, 1–108 [SC 104, 254–262].

К главе XI

Священномученик Климент Римский ­­ 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58–59].

Святитель Мефодий Патарский ­­ О воскресении мертвых (против Оригена) [Полное собрание творений. СПб., 1877. С. 205].

Преподобный Иоанн Дамаскин ­­ «Точное изложение православной веры» 4, 27.

Преподобный Ефрем Сирин ­­ Слово умилительное [Ephraim tou Syrou erga. Thessalonike, 1988. Sel. 392–393].

Святитель Григорий Нисский ­­ О душе и воскресении [Творения. Ч. 4. М., 1862. Сс. 250, 278, 318, 326].

Святитель Андрей Кесарийский ­­ Толкования на Апокалипсис, ст. 65 [Литературная учеба №2. М., 1991. С. 125.

Вл. Лосский ­­ Догматическое богословие; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Сс. 286–288.

Святитель Иоанн Златоуст ­­ Слово огласительное на Святую Пасху (spuria) [PG 59, 723–724].

Основные сокращения

БТ ­­ Богословские Труды.

ЖМП ­­ Журнал Московской Патриархии.

В. Е. П. ­­ Bibliotheke ton hellenon pateron. Athenai.

Filokalia ­­ Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957–1963.

PG ­­ J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca.

PL ­­ J.-P. Migne. Patrologiae cursus completus. Series latina.

SC ­­ Sources Chretiennes.


Сведения об авторе

Игумен Иларион (Алфеев) – православный богослов и патролог, доктор философии Оксфордского Университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, член Синодальной Богословской Комиссии, руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, заместитель главного редактора журнала «Церковь и время», клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье (г. Москва). Автор книг «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», Le mystere de la foi, Introduction a la dogme et spiritualite orthodoxe (Paris, 2000), «Жизнь и учение св. Григория Богослова», «Мир Исаака Сирина», The Spiritual World of Isaac the Syrian (Kalamazoo, Michigan, 2000), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition (Oxford, 2000), «Ночь прошла, а день приблизился», «Православное богословие на рубеже столетий», «Христос – Победитель ада», а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий «Отцы и учители Церкви III века» (в 2-х томах), «Восточные Отцы и учители Церкви IV века» (в 3-х томах). Переводчик творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.



* * *

312

Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. Казань, 1899. Сс. 13–14.


313

Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого. Афон, 1912.


314

Православный календарь на 1992 г. Каунас, 1991. Сс. 36–37.


315

Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 3, с. 69.


316

Там же. С. 70.


317

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991. Сс. 16–19.


318

Цит. по: Там же. С. 153–156.


319

Цит. по: Там же. С. 156.


320

См., в частности: Суд за гробом, или Мытарства преподобной Феодоры. М., 1907. Сс. 20–36.


321

Цит. по: Архимандрит Амвросий (Погодин). Св. Марк Эфесский и Флорентийская уния. Джорданвилль, 1963. Сс. 119–121.


322

Последование погребения мирских человек. См.: Требник. М., 1991, с. 202.


323

Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., 1991. Т. 9. Сс. 357–358.


324

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. Сс. 162–163.


325

Там же. С. 162.


326

Канонник. М., 1986. Сс. 520–521.


327

Минея праздничная. С. 541.


328

Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1990. Сс. 157–158.


329

Отечник. Брюссель, 1963. Сс. 311–312.


330

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. С. 173. Св. Марк Ефесский ссылается на этот эпизод как на достоверное свидетельство Предания: «Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как, например, первомученица Фекла – Фалконилу и божественный Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна» (Цит. по: Архим. Амвросий (Погодин). Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 61). К этому же ряду свидетельств Священного Предания о помиловании нечестивых по молитвам Церкви следует отнести следующий рассказ. После победы над иконоборческой ересью по приказанию благочестивой императрицы Феодоры было совершенно всенощное бдение за упокой души ее мужа императора-иконоборца Феофила. Константинопольский клир во главе с патриархом Мефодием совершал молитвы на протяжении целой недели, а патриарх положил под престол храма хартию, в которую вписал имена всех еретиков и гонителей Церкви, преданных анафеме, в том числе и Феофила. По окончании недели патриарх достал из-под престола хартию и увидел, что имя Феофила изглажено, о чем он был извещен заранее ангелом (см. Синаксарий в Неделю Православия: Триодь постная. М., 1974. Т. 1. С. 149).


331

В. Соколов. Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных. Сергиев Посад, 1906. Сс. 23–31.


332

Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 613. Сс. 391–395.


333

Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5-ти томах. СПб., 1905. Т. 3. Сс. 119–121.


334

Климент Александрийский. Строматы 6, 6.


335

Епископ Григорий. Изъяснение труднейших мест 1-го Послания св. ап. Петра. Симферополь, 1902. С. 10.


336

Климент Александрийский. Строматы 6, 6.


337

Ф. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. 9. С. 362.


338

Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 326].


339

Гимн 1, 93–97 [SC 156, 164].


340

Там же 98–103.


341

Стихира на вечерне Великой Cубботы: Триодь постная, М., 1974. Ч. 2. Лист 487.


342

Минея праздничная. С. 459.


343

Стихиры Великой Субботы: Триодь постная. Л. 487 на обороте.


344

Там же.


345

Тропари на утрени Великой Субботы: Триодь постная. Л. 480 на обороте.


346

Канон Великой Субботы, песнь 6: Триодь постная. Л. 483 на обороте.


347

Григорий Нисский. О душе и воскресении: Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 250.


348

Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. С. 213.


349

Слово 26 в сирийском оригинале. См.: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. Ed. P. Bedjan. Leipzig, 1909. P. 189.


350

Иоанн Лествичник. Лествица 26.


351

Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 9.


352

Там же. С. 23.


353

Там же.


354

PL 40, 1127.


355

PL 17, 200.


356

PL 77, 396.


357

PG 46, 97C-100A.


358

Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. Сс. 83–87.


359

Там же. С. 84.


360

Василий Великий. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. С. 405.


361

Слово нравственное 1, 264–396 [SC 122, 292–300].


362

Благодарение 2, 250–252 [SC 113, 350].


363

Гимн 1, 132–159 [SC 156, 168–170].


364

Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 316.


365

Архимандрит Киприан (Керн). О часе смертном. М., 1990. С. 13.



Источник: Таинство веры. Введение в православное богословие / Митрополит Иларион (Алфеев). - Изд. 8-е. - Москва : Эксмо : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 304 с. (Православная библиотека). ISBN 978-5-88017-289-4