Понятие о догматах

Понятие о догматах

Христианство – одна из основных мировых религий. И, естественно, первый вопрос, который возникает у человека, интересующегося христианством, это вопрос о религии, о том, что она собой представляет и чем не является.

В основе религии лежат несколько ведущих принципов, без которых (или хотя бы без одного из них) она перестает быть религией.

Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому учению, “мы Им живем и движемся и существуем” (Деян.17:28)[1].

Бог есть то изначальное Бытие, Высший Разум, благодаря Которому только и существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный идеал добра, истины, красоты и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений.

Вторым важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее телом и бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли, способен к общению, единению с Богом и вечной жизни с Ним. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически его сущность. От нее и сама религия (лат. religiо — связь, отношение) получила свое название, ибо латинское слово religаre, от которого происходит слово “религия”, по объяснению Лактанция, блаж. Иеронима, означает “связывать”, “соединять”. А блаж. Августин подчеркивал, что слово “религия” может происходить от латинского слова геligere, имеющего значение «воссоединять». Религия и есть то, что дает человеку возможность единения с источником жизни, с полнотой истины и любви, т.е. это союз или воссоединение человека с Богом.

Существует еще целый ряд других элементов, характеризующих религию (учение об Откровении, духовном мире, молитве, культе, аскезе и др.), но все они органически и логически связаны с указанными основными элементами.

Религия, как уже было сказано, союз человека с Богом. В этом союзе и Бог, и человек являются личностями; и каждая из них — это тайна. Человек как личность, его сердце, помыслы, устремления — все сокрыто от других людей. Еще более справедливо это по отношению к личности Бога. Бог не создание человека или человеческая выдумка, не воплощение человеческих представлений о Нем. Бог существует не тем же образом, каким вещи и люди в этом мире, и человек не может снять покровов с божественной тайны, исходя из тайны своего человеческого существования. Бог существует абсолютно независимо от человека, от мира, и Его тайна — глубочайшая, неисчерпаемая, она бесконечно больше и глубже тайны человека. Апостол Павел восклицает: “О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь” (Рим.11:33–36).

Союз, или общение, человека с Богом достигается разными способами, путями. Путь Бога к человеку — это Его Откровение Себя людям. Путь человека к Богу есть вера человека. При общении человека с Богом происходит процесс религиозного познания, в котором Бог открывает Себя человеку: “Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор.2:11), а человек принимает: “Мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (ст. 12). Этот дар познания чрезвычайно важен для людей, ибо “сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа” (Ин.17:3).

В религиозном, христианском знании, или богопознании, можно выделить две стороны, или два элемента: божественный — это Божественное Откровение, учение Церкви, и человеческий — человеческое богословско-научное раскрытие и усвоение божественных истин верой, разумом.

Откровение — это выход Бога из Своей сокровенности, открытие Своей тайны людям и позволение им познавать Себя через Свои слова и дела. Откровение — это слово Бога, Который говорит человеку на языке человека. И человек слышит этот голос, внимает ему, приемлет и разумеет Божие Слово. Священное Писание — запись услышанного Откровения; оно передает и сохраняет Слово Бога так, как оно было услышано человеком. Без человека Откровение невозможно, так как некому было бы слушать, и Бог не говорил бы тогда. Откровение воспринимается верой. Истины веры — это истины факта, духовного опыта. Вера есть описательное утверждение определенных и абсолютных фактов. Поэтому вера недоказуема, будучи очевидностью духовного опыта.

Непосредственный духовный опыт невозможно развить и обогатить с помощью физических, материальных средств. Этот опыт требует развития личного духовного зрения, развития и совершенствования человеческого духа. Подтверждением и хорошей иллюстрацией этому служит жизнь праведников, святых людей.

Божественная истина, открывающаяся в опыте веры, может быть описана в образах, подобиях, символах, на языке молитвенной поэзии и религиозного искусства.

Есть другой язык, язык постигающей мысли, язык догматов. Догмат есть суждение опыта, свидетельство мысли об увиденном и открытом, о видимом и созерцаемом в опыте веры, и это свидетельство выражено в понятиях и определениях. Поэтому в догмате так важно “внутреннее слово” и так существенно внешнее выражение.

Таким образом, мы вплотную подошли к предмету, который будем излагать, — к православному догматическому богословию.

Понятие о догматах и догматическом богословии

Рассмотрим название предмета, который мы будем изучать. Догмат – греч. δόγμα — мнение — происходит от греч. δοκει̃ν глагола — думать, полагать, представлять, верить[2]. Первоначальное значение слова “догмат” — “то, что кажется хорошим” — классические авторы использовали как термин для выражения истинности, неоспоримости: 1) отдельных принципов различных философских школ, 2) законов общественных властей. Во втором значении слово “догмат” используется в Ветхом и Новом Завете, обозначая царские указы (Дан.2:13; 3:10Лк.2:1), распоряжения религиозного характера (2Мак.10:8; 15:30), закон заповедей Моисея (Ефес.2:15Кол.2:14), постановления Иерусалимского собора (Деян.16:4).

Однако отцы, учители и писатели Церкви используют слово “догмат” в первом значении. В противоположность философским учениям догматом в первые три века называется почти все, что связано с христианской верой и практикой. Понятие догмата в современном смысле вырабатывается и входит в церковное сознание постепенно. Начиная с времени святых Василия Великого и Иоанна Златоуста (IV в.) выкристаллизовывается значение догмата как особого верования, как отдельной вероучительной истины во всецелой системе веры, т.е. истины, относящейся к существу религии, открытой в Божественном Откровении и определенной Церковью. Среди догматов в этом смысле можно упомянуть догматы о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о творении видимого и невидимого мира, о воплощении Сына Божия, искуплении человеческого рода, о воскресении, о Церкви, христианское учение о бессмертии души и др. Догмат имеет следующие существенные признаки.

Теологичность – отражает содержание догматических истин. Из всех христианских истин догматами называют только те, которые содержат учение о триедином Боге и отношении Его к миру и разумно-свободным существам, особенно к человеку, Все другие богооткровенные истины, как например истины нравственные, или заповеди, истины обрядовые, канонические, исторические и т.п., не являются догматами веры, но каждый христианин должен их полностью признавать. Догматы как вероучительные истины, как истины веры были изложены Церковью в Символе веры, который начинается словом «Верую»,

Богооткровенность — указывает на происхождение и источник познания о Боге, Его Отношение к миру. Все христианские догматы – это истины богооткровенные, т.е. истины, которые Сам Бог открыл людям однажды и навсегда в необходимой для спасения людей полноте; это слово Самого Бога к людям, почему отцы Церкви и называют их “догматами Иисуса Христа”, “догматами евангельскими”, “догматами божественными”[3]. Именно богооткровенностью христианские догматы отличаются от вероучительных истин нехристианских религий и от различных философских учений. Истины или учения, которые отсутствуют в Откровении, не являются и не могут быть догматами веры.

Церковность – говорит о способе определения и сохранения догматов. Только Церковь Христова — “столп и утверждение истины” (1Тим.3:15) — может признать за известными истинами значение догматов и она же, Церковь, как Учительница веры предлагает эти безусловные и неизменные (Мф.5:182Кор.1:19–20) истины веры в качестве догматов своим членам. Любой отдельный человек, как не обладающий всецелым знанием, легко может ошибиться или не понять той или иной богооткровенной истины или не чувствовать уверенности в правильности своего понимания этой истины. Именно Православная Христова Церковь неизменно хранит и непогрешимо истолковывает содержание веры, являясь гарантом неповрежденности истин веры и критерием истинного познания вероучения отдельными людьми. Поэтому догматы нередко называли в древности “догматами Церкви”, “словами Церкви”.

Законообязательность — определяет отношение к сознанию отдельного верующего. Догматы как богооткровенные истины, определяемые Вселенской Церковью при содействии Святого духа, преподаваемые Ею от имени Святого духа во имя Христово, имеют значение правил веры или законов, безусловно обязательных во всей своей совокупности и подлинном смысле для всех верующих и для отдельного христианина. Общеобязательность является следствием того, что догматы представляют собой внутреннюю жизненную норму, или жизненные начала, которые определяют, дают силы и сохраняют духовную жизнь и целостность как всей Церкви, так и отдельного верующего. Поэтому Слово Божие запрещает даже малейшее уклонение от чистоты христианского учения или изменение его: “Если бы даже мы или Ангел неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал.1:8).[4]

На основании вышеизложенного можно сформулировать понятие о догматах.

Догматы — это богооткровенные истины, содержащие в себе учение о триипостасном Боге и Его отношении к сотворенному Им миру, и особенно человеку, определяемые, хранимые и преподаваемые Православной Церковью как непререкаемые, неизменные и обязательные для всех верующих правила веры.

Следующее слово в названии предмета – богословие (греч. θεολογία) состоит из двух простых греческих слов: θεός – Бог и λόγος — слово, речь. В древней Греции словом “богословие” назывались: 1) мифологические сказания о богах, 2) раздел философии Аристотеля (ум. 322 до Р.Х.) – “первая философия”, в которой излагалось “учение о божественном” (Метафизика, кн. 6, гл. 1).

И хотя слова “богословие” в Священном Писании нет, с II в. оно начинает встречаться в церковном употреблении. В последующее время это слово употребляется в творениях учителей и отцов Церкви в различном смысле, исходя из его этимологического значения.

  1. Слово о Боге.
  2. Слово от Бога, или слово Божие. В этом смысле богословием называли все Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
  3. Слово к Богу, или для Бога. Здесь богословие — это исповедание божества Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

В предметном же смысле слово θεολογία на языке древних учителей Церкви означало: 1) учение о Боге и обо всем, относящемся к Богопочитанию, 2) учение собственно о Боге, Его сущности и свойствах, 3) учение о Святой Троице, 4) учение о божестве Иисуса Христа. В последнем смысле именем Богослова назван апостол и евангелист Иоанн, который сам четко выразил цель написания им Евангелия “Сие же написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин.20:31).

Третье слово в названии предмета – православный (греч. ο̉ρθόδοξος) происходит от соединения двух греческих слов: ο̉ρθω̃ς — правильно и δοκει̃ν, — думать, полагать, верить; и все слово переводится как “правильно мыслящий” (о предметах веры), “правильно верующий”. Слово “православное” в названии предмета означает то, что его изложение ведется в духе и под руководством Православной Церкви.

Таким образом, можно кратко определить предмет как систему православного христианского вероучения. Задача догматического богословия состоит в том, чтобы в систематическом порядке изложить, осмыслить и посильно раскрыть православное христианское учение о триипостасном Боге, Его свойствах и действиях в отношении к сотворенному Им миру, и особенно к человеку.

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский