"Новое небо" и "новая земля"

"Новое небо" и "новая земля"

«Новое небо» и «новая земля»

Осуждение Церковью учения об апокатастасисе отнюдь не отменяет веру в то, что в конечном итоге Бог будет «всё во всем», что смерть будет окончательно побеждена и упразднена, что наступят «новое небо» и «новая земля». Эта вера основана на целом ряде свидетельств Священного Писания Нового Завета, говорящих о конечном изменении и преображении всей твари. К числу таких свидетельств относятся прежде всего слова апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам об окончательном упразднении смерти, которое последует за Вторым Пришествием Христа:

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что всё покорил под ноги Его… Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всем (1Кор. 15:22–28).

Далее, развивая учение о воскресении мертвых, апостол Павел возвращается к мысли об упразднении смерти и окончательной победе над ней Христа:

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"… Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1Кор. 15:51–57).

В приведенных текстах апостола Павла ничего не говорится о том, все ли люди будут участвовать в конечном преображении и изменении твари или только некоторая их часть. С одной стороны, Павел представляет это событие как универсальное, охватывающее все человечество и всю вселенную. С другой стороны, говоря «мы», он имеет в виду прежде всего христиан, живущих надеждой на воскресение мертвых и на конечную победу Христа. Эсхатологическое Царство Божие – это царство спасенных, но все ли войдут в это Царство-

Ответ на этот вопрос дает Апокалипсис, рисующий картину нового неба и новой земли, которые наступят тогда, когда прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Откр. 21:1). Здесь эсхатологическое состояние преображенной твари представлено в виде нового Иерусалима, сходящего с неба: этот небесный город есть скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:2–4). В этот небесный город войдут спасенные народы … и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21:24–27). О тех, кто останется вне небесного града, Апокалипсис говорит: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21:8). Таким образом, новый Иерусалим – это царство спасенных, однако не все люди войдут в него: Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:14–15).

Итак, с одной стороны, Священное Писание учит о том, что настанет некое восстановление всего (Деян. 3:21), когда Бог будет всё во всем (1Кор. 15:28). С другой же стороны, очевидно, что, наряду с царством спасенных, Писание упоминает тех, кто не войдет в это царство, останется вне его. Такое же понимание эсхатологической победы Христа над адом и смертью содержится у большинства святых отцов Восточной Церкви, в том числе, как мы видели выше, у Максима Исповедника.

Каким будет эсхатологическое Царство Божие для тех, кто удостоится войти в него? И что будет источником блаженства для обитателей рая? По учению отцов Церкви, главным и единственным источником блаженства в раю будет Сам БогГригорий Нисский пишет:

Так как естество Божие есть источник всякого добра, то следует, что в Нем будут все, освободившиеся от зла, чтобы Бог, как говорит апостол, был всем во всём (1Кор 15:28)… Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (ср.: Кол. 3:11)176 .

Райское блаженство, говорит Исаак Сирин, заключается в приобщении человека к любви Божией, которая есть «древо жизни» и «хлеб небесный», то есть Сам Бог:

Рай есть любовь Божия, в которой – наслаждение всеми блаженствами. Там блаженный Павел напитался сверхъестественной пищей и, когда вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9). От древа сего был отстранен Адам диавольским советом. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам… Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний… А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным… Небесный же хлеб есть Христос, сшедший с небес и дающий жизнь миру (см.: Ин. 6:33)… Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога и в этом еще мире… обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в воскресении177 .

Жизнь будущего века является «постоянным и неизреченным покоем в Боге»178 . Эта жизнь «не имеет конца или изменения»179 . Телесная активность там заменяется умственной деятельностью, которая есть «усладительный взгляд и нерассеянное видение»180 . Ум человека в Царстве Небесном будет занят созерцанием красоты Божией в состоянии непрестанного изумления: «Естество человеческое не перестанет там удивляться Богу, вовсе не имея никакого помышления о тварях… А так как всякая красота твари в будущем обновлении ниже красоты Божией, то как может ум созерцанием своим отойти от красоты Божией?»181

В будущем веке исчезнет иерархический строй мироздания, согласно которому Божественные откровения передаются от Бога высшим чинам Ангелов и через их посредство – низшим чинам и человеку:

…В будущем веке упразднится такой порядок, потому что не один от другого будет принимать тогда откровение славы Божией, к прославлению и веселию души своей, но каждому, по мере сил его, будет дано от Господа непосредственно то, что причитается ему по мере подвигов его и по достоинству; и не от другого, как здесь, принимает он дар. Ибо там нет ни учащего, ни учащегося, ни имеющего нужду в восполнении недостатка его другим. Там один Даятель, непосредственно дарующий способным принять, и от Него принимают обретающие небесное веселие. Там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому182 .

В будущее блаженство никто не войдет по принуждению: каждый должен сделать свой собственный выбор в пользу Бога. Этот выбор делается людьми в земной жизни и выражается в отказе от страстей и в покаянии: «Не по какому-либо принуждению, и не против воли своей, и не без покаяния наследуют они ту будущую славу; но угодно было премудрости Его, чтобы по своей свободной воле избирали они благое и таким образом имели доступ к Нему»183 . Будущее блаженство станет уделом тех, кто уже во время земной жизни достиг «земли обетованной» и соединился с Богом. Однако из Царства Небесного не исключены и те, кто, хотя и не увидел эту землю вблизи, умер в надежде на ее достижение. Не достигшие совершенства, но стремившиеся к нему, будут причтены к ветхозаветным праведникам, которые не узрели Христа при жизни, но надеялись на Него184 . Вошедшие в Царство Небесное будут находиться на различных степенях близости к Богу, в соответствии со способностью каждого вместить свет Божества. Однако различные степени не будут означать иерархического неравенства между спасенными; для каждого его собственная мера приобщения к Богу будет наивысшей:

Спаситель многими обителями у Отца называет различные меры знания поселяемых в ту страну, то есть отличия и разницу духовных дарований, которыми наслаждаются по мере знания. Ибо не различие мест, но степени дарований назвал Он многими обителями. Как чувственным солнцем наслаждается каждый по мере чистоты и приемлемости силы зрения… так в будущем веке все праведные нераздельно поселяются в одной стране, но каждый в своей мере озаряется одним мысленным солнцем и по достоинству своему привлекает к себе радость и веселье… И никто не видит меры друга своего, как высшей, так и низшей, чтобы, если увидит превосходящую благодать друга и свое лишение, не было это для него причиной печали и скорби. Да не будет этого там, где нет ни печали, ни воздыхания! Напротив, каждый, по данной ему мере, веселится внутренне в своей мере185 .

В будущем веке, по словам Григория Богослова, люди достигнут состояния всецелого обожения и уподобления Богу:

Будет же Бог всё во всём (1Кор. 15:28) во время восстановления … когда мы, которые сейчас, по причине движений и страстей, или вовсе не носим в себе Бога, или носим лишь в малой степени, сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога, и только Его. Вот совершенство, к которому мы спешим. О нем и сам Павел говорит нам… В каких же словах? – Где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос (Кол. 3:11)186 .

Небесное Царство, которого удостоятся праведники после всеобщего воскресения, представляется Григорию Богослову прежде всего царством света, где люди, избавившись от превратностей земной жизни, будут ликовать, «как малые светы вокруг великого Света»187 . Это то царство, «где жилище всех веселящихся и поющих непрерывную песнь, где голос празднующих и голос радости, где совершеннейшее и чистейшее озарение Божества, которое ныне мы принимаем лишь в загадках и тенях»188 . В этом Царстве происходит окончательное воссоединение человека с Богом, приобщение Божественному свету, восстановление и обожение всецелого человеческого естества.


Библиография189

I. ТВОРЕНИЯ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ190

Августин, блаженный

О граде Божием: De civitate Dei. Ed. B. Dombart, A. Kalb. CCL 47–48. Leipzig, 1955.

О покаянии. PL 40, 596. Цит. по: Амвросий (Погодин). Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния.

Русский перевод: Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11.

Андрей Кесарийский

Толкование на Откр ­­ Толкование на Апокалипсис: Commentarius in Apocalypsin. PG 106, 216–785.Русский перевод: Андрей КесарийскийТолкование на Апокалипсис. М., 1999.

Толкование на Откр ­­ Толкование на Апокалипсис: Commentarius in Apocalypsin. PG 106, 216–785.

Афинагор Афинский

О воскресении мертвых: Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992.Русский перевод: Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 410–449.

О воскресении мертвых: Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992.

Варсануфий и Иоанн Газские Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. СПб., 1905.

Василий Великий

Беседа на 7 Пс. ­­ Беседа на 7?й Псалом: Homilia in Psalmum VII. PG 29, 227–249.

Толкование на Ис. ­­ Толкование на книгу пророка Исаии: Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30, 117–665.Русский перевод: Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М., 1993 р.

Беседа на 7 Пс. ­­ Беседа на 7?й Псалом: Homilia in Psalmum VII. PG 29, 227–249.

Толкование на Ис. ­­ Толкование на книгу пророка Исаии: Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30, 117–665.

Григорий Богослов Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1–6. М., 1843–1848.

Григорий Нисский

Большое огласительное слово: Otario catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.

На Святую Пасху ­­ На Святую Пасху и о тридневном сроке празднования Воскресения Христова: In sanctum Pascha et de triduano festo Resurrectionis Christi Orationes quinque. PG 46, 600–693.

О душе и воскресении: De anima et resurrectione. PG 46, 11–160.

О жизни Моисея: Gregorii Nysseni Opera VII, Ï De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964.

О младенцах ­­ О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: De infantibus qui praemature abripiuntur. PG 46, 161–192.

Об устроении человека: De hominis opificio. PG 44, 123–256.Русский перевод: Восточные отцы IV века ­­ Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 77–403. Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. 1–8. М., 1861–1871.

Большое огласительное слово: Otario catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.

На Святую Пасху ­­ На Святую Пасху и о тридневном сроке празднования Воскресения Христова: In sanctum Pascha et de triduano festo Resurrectionis Christi Orationes quinque. PG 46, 600–693.

О душе и воскресении: De anima et resurrectione. PG 46, 11–160.

О жизни Моисея: Gregorii Nysseni Opera VII, Ï De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964.

О младенцах ­­ О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: De infantibus qui praemature abripiuntur. PG 46, 161–192.

Об устроении человека: De hominis opificio. PG 44, 123–256.

Диадох Фотикийский

Слово подвижническое; Слово на Вознесение: Diadoque de Photice . ?uvres spirituelles. Ed. E. des Places. SC 5?bis. 1955.Русский перевод: Добротолюбие. Т. 3. С. 8–74.

Слово подвижническое; Слово на Вознесение: Diadoque de Photice . ?uvres spirituelles. Ed. E. des Places. SC 5?bis. 1955.

Ефрем Сирин Творения. Ч. 1–8. Сергиев Посад, 1900.

Иоанн Дамаскин

Точное изложение ­­ Точное изложение православной веры: Die Schriften des Johannes von Damaskos IÏ Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973.

Русский перевод: Преподобный Иоанн ДамаскинТочное изложение православной веры/Пер. А. Бронзова. СПб., 1894.

Иоанн Златоуст

Беседа о воскресении мертвых: Homilia de resurrectione mortuorum. PG 49, 417–432.

Беседы на 1 Кор ­­ Беседы на Первое Послание к Коринфянам: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847.

Беседы на 2 Фес ­­ Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам: In Epistolam secundam ad Thessalonicenses Commentarius. PG 62, 467–500.

Беседы на Евр ­­ Беседы на Послание к Евреям: Enarratio in Epistolam ad Hebraeus. PG 63, 9–236.

Беседы на Ин ­­ Беседы на Евангелие от Иоанна: In Iohannem homiliae 1–88. PG 59, 23–482.

Беседы на Рим ­­ Беседы на Послание к Римлянам: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Romanos Homiliae XXXIII. Ed. F. Field. Oxford, 1849.

О наслаждении будущими благами: De futurae vitae deliciis. PG 51, 347–354.

Толкование на Мф ­­ Толкование на святого Матфея-Евангелиста: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , Homiliae in Matthaeum. Ed. F. Field. T.I-III. Canterbury, 1839.Русский перевод: Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Изд. 2?е. Т. 1–12. СПб., 1899–1906.

Точное изложение ­­ Точное изложение православной веры: Die Schriften des Johannes von Damaskos IÏ Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973.

Русский перевод: Преподобный Иоанн ДамаскинТочное изложение православной веры/Пер. А. Бронзова. СПб., 1894.

Иоанн Златоуст

Беседа о воскресении мертвых: Homilia de resurrectione mortuorum. PG 49, 417–432.

Беседы на 1 Кор ­­ Беседы на Первое Послание к Коринфянам: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847.

Беседы на 2 Фес ­­ Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам: In Epistolam secundam ad Thessalonicenses Commentarius. PG 62, 467–500.

Беседы на Евр ­­ Беседы на Послание к Евреям: Enarratio in Epistolam ad Hebraeus. PG 63, 9–236.

Беседы на Ин ­­ Беседы на Евангелие от Иоанна: In Iohannem homiliae 1–88. PG 59, 23–482.

Беседы на Рим ­­ Беседы на Послание к Римлянам: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Romanos Homiliae XXXIII. Ed. F. Field. Oxford, 1849.

О наслаждении будущими благами: De futurae vitae deliciis. PG 51, 347–354.

Толкование на Мф ­­ Толкование на святого Матфея-Евангелиста: Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , Homiliae in Matthaeum. Ed. F. Field. T.I-III. Canterbury, 1839.

Иоанн Лествичник

Лествица: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210.Русский перевод: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908.

Лествица: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210.

Ипполит Римский

О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793.Русский перевод: Отцы и учители Церкви III века: Антология/Сост., биограф. и библиограф. ст. иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 219–242.

О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793.

Ириней Лионский

Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979.Русский перевод: Священномученик Ириней ЛионскийТворения. М., 1996.

Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979.

Исаак Сирин

Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4.

О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.

Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.Русский перевод: О божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. с сир., пред. и прим. игум. Илариона (Алфеева). Изд. 2?е. СПб., 2001. Преподобный Исаак Сирин . О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева). – Церковь и время № 4 (13) 2000. С. 315–324. Слова подвижнические ­­ Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911.

Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4.

О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.

Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.

Исидор Пелусиот

Письма: Epistolarum libri quinque. PG 78, 177–1645.Русский перевод: Исидор ПелусиотПисьма. Ч. 1–3. М., 2000–2001.

Письма: Epistolarum libri quinque. PG 78, 177–1645.

Иустин Философ

1?я Апология. Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987.

Диалог с Трифоном 81. PG 6, 669 А. Justin. Dialogue avec Tryphon. Voll.I-II. Ed. G. Archambault. Paris, 1909.Русский перевод: Сочинения святого Иустина философа и мученика/Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892 (М., 1995 р).

1?я Апология. Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987.

Диалог с Трифоном 81. PG 6, 669 А. Justin. Dialogue avec Tryphon. Voll.I-II. Ed. G. Archambault. Paris, 1909.

Киприан Карфагенский

О смертности: De mortalitate. Ed. W. Hartel. CSEL 3/1. 1868. P. 295–314.Русский перевод: Священномученик Киприан КарфагенскийТворения. М., 1997.

О смертности: De mortalitate. Ed. W. Hartel. CSEL 3/1. 1868. P. 295–314.

Кирилл Иерусалимский

Поучения огласительные: Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060.Русский перевод: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991.

Поучения огласительные: Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060.

Климент Римский

Первое и Второе Послания к Коринфянам: Clement de Rome . Epitre aux Corinthiens. Ed. A. Jaubert. SC 167. 1971.Русский перевод: Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 42–92.

Первое и Второе Послания к Коринфянам: Clement de Rome . Epitre aux Corinthiens. Ed. A. Jaubert. SC 167. 1971.

Макарий Египетский

Духовные беседы: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964.Русский перевод: Преподобный Макарий ЕгипетскийТворения. М., 2001.

Духовные беседы: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964.

Максим Исповедник

Амбигва ­­ Книга недоуменных вопросов (Амбигва): S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418.

Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285.

Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990.

Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963.

Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718.

Послания: Epistulae. PG 91, 362–650.

Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872.Русские переводы: Добротолюбие. Т. 3. С. 134–288. Творения ­­ Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. Кн. 1–2. М., 1993–1994.

Амбигва ­­ Книга недоуменных вопросов (Амбигва): S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418.

Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285.

Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990.

Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963.

Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718.

Послания: Epistulae. PG 91, 362–650.

Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872.

Марк Ефесский Русский перевод избранных творений в кн.: Амвросий (Погодин), архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994.

Мефодий Олимпийский (Патарский)

О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424.Русский перевод: Святой Мефодий, епископ и мученик. Полное собрание его творений/Пер. Е. Ловягина. СПб., 1905.

О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424.

Ориген

Беседы на Иер ­­ Беседы на Книгу пророка Иеремии: Origene . Homelies sur Jeremie. SC 238. 1977.

Беседы на Нав ­­ Беседы на Книгу Иисуса Навина: Origene . Homelies sur Josue. SC 71. 1960.

О началах: Origene . Traite des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984.

Против Цельса: Origene . Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976.

Толкование на Мф ­­ Толкование на Евангелие от Матфея: Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935.

Толкование на Рим ­­ Толкование на Послание к Римлянам: Commentariorum in Epistolam b. Pauli ad Romanos. PG 14, 837–1292.Русские переводы: ОригенО началах. Казань, 1899. Ориген. Против Цельса/Пер. Л. Писарева. Кн. 1–4. М., 1996. Отцы и учители III века ­­ Отцы Церкви III века/Сост., биограф. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 36–159.

Беседы на Иер ­­ Беседы на Книгу пророка Иеремии: Origene . Homelies sur Jeremie. SC 238. 1977.

Беседы на Нав ­­ Беседы на Книгу Иисуса Навина: Origene . Homelies sur Josue. SC 71. 1960.

О началах: Origene . Traite des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984.

Против Цельса: Origene . Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976.

Толкование на Мф ­­ Толкование на Евангелие от Матфея: Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935.

Толкование на Рим ­­ Толкование на Послание к Римлянам: Commentariorum in Epistolam b. Pauli ad Romanos. PG 14, 837–1292.

Симеон Новый Богослов

Гимны: Symeon le Nouveau Theologien . Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. T. I (Hymn 1–15). SC 156. 1969; T. II (Hymn 16–40). SC 174. 1971; T. III (Hymn 41–58). SC 196. 1973.

Слова нравственные: Symeon le Nouveau Theologien . Traites theologiques et ethiques. Ed. J. Darrouzes. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. 1967.

Слова огласительные: Symeon le Nouveau Theologien . Catecheses. Ed. B. Krivocheine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. 1965.Русские переводы: Божественные Гимны преподобного Симеона Нового Богослова/Пер. с греч. иером. Пантелеимона (Успенского). Сергиев Посад, 1917. Преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита СтифатАскетические произведения в новых переводах/Сост. и общая ред. игум. Илариона (Алфеева). Клин, 2001. «Прииди, свет истинный» ­­ Преподобный Симеон Новый Богослов . «Прииди, Свет истинный»: Избранные гимны в стихотворном переводе игум. Илариона (Алфеева). СПб., 2000. Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I-II. М., 1890–1892.

Гимны: Symeon le Nouveau Theologien . Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. T. I (Hymn 1–15). SC 156. 1969; T. II (Hymn 16–40). SC 174. 1971; T. III (Hymn 41–58). SC 196. 1973.

Слова нравственные: Symeon le Nouveau Theologien . Traites theologiques et ethiques. Ed. J. Darrouzes. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. 1967.

Слова огласительные: Symeon le Nouveau Theologien . Catecheses. Ed. B. Krivocheine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. 1965.

Тертуллиан

О воскресении плоти: De resurrectione carnis. Ed. A. Kroymann. CSEL 47. 1906. P. 25–125.

Русский перевод: Квинт Септимий Флоренс ТертуллианИзбранные сочинения. М., 1994.II ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. СПб., 1996.

Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 1–5. Париж, 1988.

Отечник: Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Брюссель, 1963.

Фома Аквинский. Сумма теологии ­­ St. Thomas Aquinas . Summa theologiae. Latin text with English translation. London – New York, 1965.III ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амвросий (Погодин)Марк Ефесский и Флорентийская уния ­ Амвросий (Погодин), архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М.,1994.

Антоний (Блум). Человек перед Богом ­­ Антоний, митрополит СурожскийЧеловек перед Богом. М., 1993.

Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики ­­ Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Его же. Дух и реальность. М., 2003. С. 381–564.

Иоанн (Зизиулас). Бытие как общение ­­ Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006.

Ким Николай, священник . Тысячелетнее Царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.

Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994.

Лосский В. Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд// Его же. Богословие и боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 581–599.

Софроний (Сахаров)Старец Силуан ­­ Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952.

Флоровский Георгий, протоиерей. О последних вещах и последних событиях// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 444–465.

Флоровский Георгий, протоиерей . Противоречия оригенизма// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 292–302.

Шмеман. Литургия и эсхатология ­­ Шмеман Александр, протопресвитер. Литургия и эсхатология// Его же. Литургия и Предание. Киев, 2005. С. 111–123.

Шмеман Александр, протопресвитер . Евхаристия. Париж, 1988.

Balthasar, H. U. von. Kosmische Liturgië das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 1961.

Daley. Apokatastasis and «honorable silence» ­­ Daley, B. Apokatastasis and «honorable silence» in the eschatology of St. Maximus the Confessor//Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sconborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982. P. 309–339.

Sherwood. The Earlier Ambigua of St. Maximus ­­ Sherwood P. The Earlier Ambigua of St. Maximus and his Refutation of Origenism//Studia Anselmiana 36. Roma, 1955. P. 205–222.Thompson Leonard L. The book of Revelation: Apocalypse and empire. Oxford, 1990.

О воскресении плоти: De resurrectione carnis. Ed. A. Kroymann. CSEL 47. 1906. P. 25–125.

Русский перевод: Квинт Септимий Флоренс ТертуллианИзбранные сочинения. М., 1994.

Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. СПб., 1996.

Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 1–5. Париж, 1988.

Отечник: Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Брюссель, 1963.

Фома Аквинский. Сумма теологии ­­ St. Thomas Aquinas . Summa theologiae. Latin text with English translation. London – New York, 1965.

Амвросий (Погодин)Марк Ефесский и Флорентийская уния ­ Амвросий (Погодин), архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М.,1994.

Антоний (Блум). Человек перед Богом ­­ Антоний, митрополит СурожскийЧеловек перед Богом. М., 1993.

Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики ­­ Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Его же. Дух и реальность. М., 2003. С. 381–564.

Иоанн (Зизиулас). Бытие как общение ­­ Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006.

Ким Николай, священник . Тысячелетнее Царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.

Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994.

Лосский В. Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд// Его же. Богословие и боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 581–599.

Софроний (Сахаров)Старец Силуан ­­ Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952.

Флоровский Георгий, протоиерей. О последних вещах и последних событиях// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 444–465.

Флоровский Георгий, протоиерей . Противоречия оригенизма// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 292–302.

Шмеман. Литургия и эсхатология ­­ Шмеман Александр, протопресвитер. Литургия и эсхатология// Его же. Литургия и Предание. Киев, 2005. С. 111–123.

Шмеман Александр, протопресвитер . Евхаристия. Париж, 1988.

Balthasar, H. U. von. Kosmische Liturgië das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 1961.

Daley. Apokatastasis and «honorable silence» ­­ Daley, B. Apokatastasis and «honorable silence» in the eschatology of St. Maximus the Confessor//Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sconborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982. P. 309–339.

Sherwood. The Earlier Ambigua of St. Maximus ­­ Sherwood P. The Earlier Ambigua of St. Maximus and his Refutation of Origenism//Studia Anselmiana 36. Roma, 1955. P. 205–222.


Сокращения

CCG ­­ Corpus Christianorum, series graeca.

CCL ­­ Corpus Christianorum, series Latina.

CSEL ­­ Corpus Scriptorum

Ecclesiasticorum Latinorum.

PG ­­ Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.P. Migne.

PL ­­ Patrologiae cursus completus, series latina. Ed. J.P. Migne.

SC ­­ Sources Chretiennes.



* * *

1

См., например: Thompson Leonard L . The book of Revelation: Apocalypse and empire. Oxford, 1990.


2

От греческого слова hilia – тысяча. Подробный экзегетический анализ эпизода о Тысячелетнем царстве см. в книге: Ким Николай, священник . Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003.


3

 Шмеман Александр, протопресвитер . Евхаристия. Париж, 1988. С. 85.


4

 Флоровский Георгий, протоиерей. О последних вещах и последних событиях// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 444–465.


5

 Шмеман Александр, протопресвитер. Литургия и эсхатология// Его же. Литургия и Предание. Киев, 2005. С. 117.


6

 Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 260.


7

 Шмеман. Литургия и эсхатология. С. 119.


8

 Лосский В. Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд// Его же. Богословие и боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 581–582.


9

 Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Его же. Дух и реальность. М., 2003. С. 550.


10

 Исаак Сирин. Главы о знании. III, 74–75: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. c. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4.


11

 Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни (том II). Беседа 1, 20: Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.


12

 Киприан КарфагенскийО смертности 3: De mortalitate. Ed. W. Hartel. CSEL 3/1. 1868. P. 295–314. Русский перевод: Священномученик Киприан КарфагенскийТворения. М., 1997.


13

 Киприан КарфагенскийО смертности 14.


14

 Григорий НисскийБольшое огласительное слово 35: Otario catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.


15

 Исаак Сирин. О божественных тайнах. Беседа 39, 4.


16

 Исаак Сирин. О божественных тайнах. Беседа 39, 5.


17

 Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям 17:2 (Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 151.): Enarratio in Epistolam ad Hebraeus. PG 63, 9–236. Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Изд. 2?е. Т. 1–12. СПб., 1899–1906.


18

 Григорий БогословСлово 7, 21, 2–12. SC 405, 232–234 (Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1–2. Изд. Сойкина, б. г. (СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1994 р). Т. 1. С. 173).


19

 Макарий ЕгипетскийДуховные беседы. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964. Русский перевод: Преподобный Макарий ЕгипетскийТворения. М., 2001.


20

 Диадох Фотикийский. Слово подвижническое 100: Diadoque de Photice . ?uvres spirituelles. Ed. E. des Places. SC 5?bis. 1955. Русский перевод: Добротолюбие. Т. 3.


21

 Василий ВеликийБеседа на 7?й Псалом: Homilia in Psalmum VII. PG 29, 227–249. Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М., 1993 р.


22

 Иоанн ЛествичникЛествица 7, 50: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Русский перевод: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908.


23

Подробное исследование опыта людей, переживших клиническую смерть, в свете православной эсхатологии, содержится в книге: Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. М., 1991.


24

 Марк Ефесский. Второе слово об очистительном огне. Цит. по: Амвросий (Погодин), архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994. С. 119.


25

Триодь постная. Суббота мясопустная. Утреня. Синаксарий по 6-й песни канона.


26

 Григорий НисскийО младенцах, преждевременно похищаемых смертью: De infantibus qui praemature abripiuntur. PG 46, 161–192. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Т. 1–8. М., 1861–1871. Т. 4. С. 334.


27

 Григорий НисскийО младенцах (Творения. Т. 4. С. 345).


28

 Там же . С. 350.


29

 Там же . С. 335.


30

 Григорий НисскийО младенцах (Творения. Т. 4. С. 350).


31

 Там же . С. 351.


32

Триодь постная. Суббота мясопустная. Утреня. Синаксарий по 6-й песни канона.


33

 Фома Аквинский. Сумма теологии IIIa, 52, 2. St. Thomas Aquinas . Summa theologiae. Latin text with English translation. London – New York, 1965.


34

 Ипполит РимскийО Христе и антихристе 44. Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793. Русский перевод: Отцы и учители Церкви III века: Антология/Сост., биограф. и библиограф. ст. иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 219–242.


35

 Кирилл ИерусалимскийПоучение огласительное 15, 1. Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Русский перевод: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991.


36

 Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 56:3–4Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , Homiliae in Matthaeum. Ed. F. Field. T.I-III. Canterbury, 1839. (Творения. Т. 7. Ч. 2. С. 767–768). Русский перевод: Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Изд. 2?е. Т. 1–12. СПб., 1899–1906.


37

См., в частности: Иустин Философ. Диалог с Трифоном 81. PG 6, 669 А. Justin . Dialogue avec Tryphon. Voll.I-II. Ed. G. Archambault. Paris, 1909. Русский перевод: Сочинения святого Иустина философа и мученика/Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892 (М., 1995 р).


38

 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 26. Die Schriften des Johannes von Damaskos IÏ Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973. Русский перевод: Точное изложение православной веры/Пер. А. Бронзова. СПб., 1894.


39

 Ириней ЛионскийПротив ересей 5, 25, 1. Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Русский перевод: Священномученик Ириней ЛионскийТворения. М., 1996.


40

 Ипполит РимскийО Христе и антихристе 6.


41

 Ипполит РимскийО Христе и антихристе 28.


42

 Иоанн Златоуст. Беседа на 2Фес. 4 (Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 598). In Epistolam secundam ad Thessalonicenses Commentarius. PG 62, 467–500.


43

 Иоанн Дамаскин. Точное изложение 4, 26.


44

 Кирилл ИерусалимскийПоучение огласительное 15, 15.


45

 Ипполит РимскийО Христе и антихристе 25.


46

 Кирилл ИерусалимскийПоучение огласительное 15, 11.


47

 Андрей КесарийскийТолкование на Откр. 36. Commentarius in Apocalypsin. PG 106, 216–785. Русский перевод: Андрей КесарийскийТолкование на Апокалипсис. М., 1999.


48

 Ириней ЛионскийПротив ересей 5, 29, 2.


49

 Ипполит РимскийО Христе и антихристе 50.


50

 Андрей КесарийскийТолкование на Откр. 38.


51

 Андрей КесарийскийТолкование на Откр. 37.


52

 Тертуллиан. О воскресении плоти 48. De resurrectione carnis. Ed. A. Kroymann. CSEL 47. 1906. P. 25–125. Русский перевод: Квинт Септимий Флоренс ТертуллианИзбранные сочинения. М., 1994.


53

 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 40:1 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 414). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847. В новое время еретическая практика крещения умерших была возрождена в мормонских общинах.


54

 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 40:1 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 414–415).


55

 Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими благами. De futurae vitae deliciis. PG 51, 352–353.


56

 Климент Римский1-е Послание к Коринфянам 24. Clement de Rome . Epitre aux Corinthiens. Ed. A. Jaubert. SC 167. 1971. Русский перевод: Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 42–92.


57

 Климент Римский1-е Послание к Коринфянам 25.


58

 Тертуллиан. О воскресении плоти 13.


59

 Иустин Философ. 1-я Апология 9. Saint Justin . Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987.


60

 Иустин Философ. О воскресении плоти 10. Сочинения святого Иустина философа и мученика/Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892 (М., 1995).


61

 Афинагор АфинскийО воскресении мертвых 25. Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992. Русский перевод: Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 410–449.


62

 Афинагор АфинскийО воскресении мертвых 2.


63

 Афинагор АфинскийО воскресении мертвых 3.


64

 Тертуллиан. О воскресении плоти 1.


65

 Тертуллиан. О воскресении плоти 50.


66

 Тертуллиан. О воскресении плоти 53.


67

 Тертуллиан. О воскресении плоти 12.


68

 Тертуллиан. О воскресении плоти 57.


69

 Тертуллиан. О воскресении плоти 57.


70

 Тертуллиан. О воскресении плоти 62.


71

 Тертуллиан. О воскресении плоти 63.


72

 Ориген. О началах 3, 6. Origene . Traite des Principes. Ed. H. Crouzel, M. Simonetti. SC 252; 253; 268; 269; 312. Paris, 1978–1984; Против Цельса 3, 41. Origene . Contre Celse. Ed. M. Borret. SC 132; 136; 147; 150; 227. Paris, 1967–1976; Толкование на Мф 17, 30. Origenes Werke X: Der Matthauskommentar. Ed. E. Klostermann. GCS 40. Leipzig, 1935. Русские переводы: ОригенО началах. Казань, 1899. Ориген. Против Цельса/Пер. Л. Писарева. Кн. 1–4. М., 1996. Отцы и учители III века ­­ Отцы Церкви III века/Сост., биограф. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 36–159.


73

 Ориген. О началах 2, 10. Подробное рассмотрение учения Оригена о природе воскресших тел содержится в кн.: Макарий (Оксиюк). Эсхатология Григория Нисского. С. 162–174.


74

 Мефодий ПатарскийО воскресении 31. Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424. Русский перевод: Святой Мефодий, епископ и мученик. Полное собрание его творений/Пер. Е. Ловягина. СПб., 1905.


75

 Мефодий ПатарскийО воскресении 30.


76

 Григорий НисскийОб устроении человека 26. De hominis opificio. PG 44, 123–256. Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. 1–8. М., 1861–1871.


77

 Григорий НисскийОб устроении человека 27.


78

 Григорий НисскийОб устроении человека 27.


79

 Григорий НисскийО душе и воскресении (Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 282–283). De anima et resurrectione. PG 46, 11–160.


80

 Григорий НисскийО душе и воскресении (Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 281).


81

 Григорий НисскийО душе и воскресении (Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 314–316).


82

 Там же . С. 322.


83

 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 42:2 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 434). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847.


84

 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 41:2 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 425–426).


85

 Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых 6 (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 476). Homilia de resurrectione mortuorum. PG 49, 417–432.


86

 Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых 7.


87

 Там же .


88

 Иоанн Златоуст. Беседа о воскресении мертвых 8.


89

 Макарий ЕгипетскийДуховные беседы 15, 10.


90

 Кирилл ИерусалимскийПоучение огласительное 15, 3.


91

 Августин. О граде Божием 20, 14. De civitate Dei. Ed. B. Dombart, A. Kalb. CCL 47–48. Leipzig, 1955. Русский перевод: Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1912. Т. 1–11.


92

 Григорий НисскийНа Святую Пасху. In sanctum Pascha et de triduano festo Resurrectionis Christi Orationes quinque. PG 46, 676AB (Творения в 8 томах. Т. 8. С. 80).


93

Триодь постная. Неделя мясопустная. Великая вечерня. Стихира на литии.


94

 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 5:5 (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 533). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Romanos Homiliae XXXIII. Ed. F. Field. Oxford, 1849.


95

 Иоанн Златоуст. Беседы на Ин. 28:2. (Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 181). Iohannem homiliae 1–88. PG 59, 23–482.


96

 Ириней ЛионскийПротив ересей 5, 27, 1.


97

 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 5:5 (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 532).


98

 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 6:1. (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 537).


99

 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 16:3 (Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 155).


100

 Василий ВеликийТолкование на Ис. 3:14 (Творения. Ч. 2. С. 128). Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30, 117–665. Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М, 1993 р.


101

 Симеон Новый БогословСлово огласительное 5, 559–672. Symeon le Nouveau Theologien . Catecheses. Ed. B. Krivocheine, J. Paramelle. T. I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T. II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T. III (Cat. 23–34). SC 113. 1965.


102

 Кирилл ИерусалимскийПоучение огласительное 15, 23.


103

 Василий ВеликийТолкование на Ис. 1:18 (Творения. Изд. 3. Ч. 2. С. 58).


104

 Василий ВеликийТолкование на книгу Ис. 1:18 (Творения. Изд. 3. Ч. 2. С. 58).


105

 Василий ВеликийТолкование на книгу Ис. 1:18 (Творения. Изд. 3. Ч. 2. С. 58).


106

Т. е. в разуме.


107

 Василий ВеликийТолкование на Ис. 3:13 (Творения. Изд. 3. Ч. 2. С. 127).


108

 Симеон Новый БогословСлово нравственное 10, 1. Symeon le Nouveau Theologien . Traites theologiques et ethiques. Ed. J. Darrouzes. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. 1966; T. II (Eth. 4–15). SC 129. 1967.


109

 Симеон Новый БогословСлово нравственное 10, 2.


110

 Исаак Сирин. Слово 18 (Слова подвижнические. С. 76). Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. Русский перевод: Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911.


111

 Ириней ЛионскийПротив ересей 27, 2.


112

 Флоровский Георгий, протоиерей. О последних вещах и последних событиях// Его же . Догмат и история. М., 1995. С. 446–447.


113

 Флоровский. О последних вещах. С. 465.


114

 Там же . С. 448.


115

 Там же . С. 461–462.


116

Термин «геенна» обозначал ров в окрестностях Иерусалима, куда сбрасывали нечистоты и трупы животных. Во времена Христа употреблялся в качестве нарицательного имени, означающего место проклятия.


117

Геенна (gsenna ): Мф. 5:22, 5:29, 5:30, 10:28, 18:9, 23:15, 23:33Мк. 9:43, 9:45, 9:47Лк. 12:5Иак. 3:6. Ад (?dhj ): Мф. 11:23, 16:18Лк. 10:15, 16:23Деян. 2:27, 2:301Кор. 15:55Откр. 1:18, 6:8, 20:13, 20:14. Темница (fulakh ): Лк. 12:581Пет. 3:19. Преисподняя (katahthonia ): Флп. 2:10. Преисподние места (katetera ): Еф. 4:9.


118

 Иоанн Златоуст. Беседы на Рим. 31:3. (Творения. Т. 9. Кн. 2. С. 850).


119

 Исаак Сирин. Слово 18 (Слова подвижнические. С. 76).


120

 Симеон Новый БогословГимн 1, 75–77. Symeon le Nouveau Theologien . Hymnes. Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. T. I (Hymn 1–15). SC 156. 1969. Русский перевод: Божественные Гимны преподобного Симеона Нового Богослова/Пер. с греч. иером. Пантелеимона (Успенского). Сергиев Посад, 1917.


121

 Василий ВеликийБеседа на 33 Пс. (Творения. Т. 1. С. 293, 302).


122

 Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 23:8. (Творения. Т. 7. Кн. 1. С. 272).


123

 Симеон Новый БогословГимн 1, 88–95.


124

 Марк Ефесский. Ответы на трудности и вопросы, поставленные ему со стороны кардиналов и прочих латинских учителей, в связи с высказанными речами. Цит. по: Амвросий (Погодин)Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 160.


125

 Симеон Новый БогословГимн 1, 115–127.


126

 Исаак Сирин. Слово 58 (Слова подвижнические. С. 311–312).


127

 Августин. О покаянии. PL 40, 596. Цит. по: Амвросий (Погодин)Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. C. 54.


128

 Ориген. О началах 3, 6, 6.


129

 Ориген. О началах 1, 6, 3.


130

См., в частности: Ориген. Толкование на Рим. 5:10 (PG 14, 1053 A – B); 9, 41 (PG 14, 1243 C-1244A); Толкование на Ин 16 (GCS 4, 20, 11–14); Толкование на Мф 13, 17 (GCS 10, 226, 5–17).


131

См.: Ориген. Беседы на Нав. 8:5 (GCS 7, 340, 20–341, 5).


132

В синодальном тексте перевода Библии на русский язык: «совершения всего».


133

См.: Ориген. Беседы на Иер. 14:18. SC 238, 108–110.


134

 Ориген. О началах 1, 6, 2.


135

 Ориген. О началах 2, 9, 2–3.


136

 Флоровский. Противоречия оригенизма. С. 294–295.


137

 Исидор ПелусиотПисьмо 629, Павлу (Письма. С. 292). Epistolarum libri quinque. PG 78, 177–1645. Русский перевод: Исидор ПелусиотПисьма. Ч. 1–3. М., 2000–2001.


138

 Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994. С. 296.


139

 Юстиниан. Грамота к Святому Собору об Оригене и его единомышленниках. Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. СПб., 1996. Т. 3. С. 538.


140

 Иоанн Дамаскин. Точное изложение 2, 3.


141

 Иоанн Дамаскин. Точное изложение 2, 4.


142

 Там же .


143

См.: Ориген. Толкование на Рим. 5:7 (PG 14, 1036C-1037A); 6, 5 (PG 14, 1066C-1067B).


144

Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 537–538.


145

Там же.


146

 Григорий НисскийО душе и воскресении (Творения. Т. 4. С. 250, 278, 318, 326).


147

См.: Григорий НисскийО жизни Моисея 2, 82. SC 1, 154. Gregorii Nysseni Opera VII, Ï De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964; О душе и воскресении. De anima et resurrectione. PG 46, 69C-72B; 101A; 104B-105A.


148

Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. СПб., 1905. С. 387–388.


149

 Марк Ефесский. Опровержение латинских глав, которые были представлены относительно очистительного огня 11. Цит. по: Амвросий (Погодин)Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. С. 68–69. Мнение о еретических вставках в сочинения Григория Нисского, однако, не подтверждается современной научной критикой. См.: Lackner. Ein hagiographisches Zeugnis. S. 42–104.


150

См. в особенности Balthasar, H. U. von. Kosmische Liturgië das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Einsiedeln, 1961. S. 355–359; Altaner B., Stuiber A. Patrologie. Freiburg, 1978. S. 523.


151

См.: Sherwood P. The Earlier Ambigua of St. Maximus and his Refutation of Origenism//Studia Anselmiana 36. Roma, 1955. P. 205–222.


152

 Максим ИсповедникГлавы о любви 1, 61. Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963.


153

 Максим ИсповедникАмбигва. PG 91, 1280A. S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418.


154

 Максим ИсповедникБогословские и полемические сочинения 8. PG 91, 93C. Opuscula theological et polemica. PG 91, 93C.


155

 Максим ИсповедникАмбигва. PG 91, 1044B.


156

 Максим ИсповедникТолкование на 59 Пс. Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 865B – C. Русский перевод: Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. Кн. 1–2. М., 1993–1994. Т. 1. С. 208.


157

 Максим ИсповедникМистагогия 7. PG 91, 685D – C. (Творения 1, 168).


158

 Максим ИсповедникВопросы и недоумения 13. PG 90, 796A – C.


159

 Максим ИсповедникАмбигва. PG 91, 1080B – C.


160

 Максим ИсповедникАмбигва. PG 91, 1309C-1312A.


161

 Максим ИсповедникВопросоответы 63. PG 90, 668C. Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990.


162

 Максим ИсповедникАмбигва. PG 91, 1088A – B.


163

 Максим ИсповедникВопросоответы 47. PG 90, 428C – D (Творения. Т. 2. С. 122).


164

 Максим ИсповедникАмбигва 7. PG 91, 1088C13.


165

 Максим ИсповедникГлавы о любви 1, 71. PG 90, 976C1–6. Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963. (Творения. Т. 1. С. 103).


166

 Daley, B. Apokatastasis and «honorable silence» in the eschatology of St. Maximus the Confessor//Maximus Confessor; Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 september 1980; edites par Felix Heinzer et Christoph Sconborn, Editions Universitaires, Fribourg Suisse, 1982. P. 333.


167

 Максим ИсповедникПослание 4. PG 91, 416B-417A.


168

 Максим ИсповедникВопросоответы 59. PG 90, 609B – C.


169

 Daley. Apokatastasis and «honorable silence». P. 339.


170

 Антоний, митрополит СурожскийЧеловек перед Богом. М., 1993. С. 59–65.


171

 Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 23.


172

 Там же . С. 93.


173

 Там же . С. 99.


174

 Клеман. Истоки. С. 296. Выделено автором.


175

Цит. по: Отечник: Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Брюссель, 1963. С. 41.


176

 Григорий НисскийО душе и воскресении (Творения. Т. 4. С. 277–278).


177

 Исаак Сирин. Слово 83 (Слова подвижнические. С. 397).


178

 Исаак Сирин. О божественных тайнах 18, 3.


179

 Исаак Сирин. Главы о знании I, 19.


180

 Исаак Сирин. О божественных тайнах 8, 2.


181

 Исаак Сирин. Слово 80 (Слова подвижнические. С. 394).


182

 Исаак Сирин. Слово 18 (Слова подвижнические. С. 76).


183

 Исаак Сирин. О божественных тайнах 10, 20.


184

 Исаак Сирин. Слово 66 (Слова подвижнические. С. 346).


185

 Исаак Сирин. Слово 58 (Слова подвижнические. С. 311).


186

 Григорий БогословСлово 30, 6, 31–44. SC 250, 238 (Творения. Т 1. С. 432–433).


187

 Григорий БогословСлово 18, 42. PG 37, 1041 (Творения. Т 1. С. 288).


188

 Григорий БогословСлово 24, 19, 9–13. SC 284, 82 (Творения. Т 1. С. 357).


189

В Библиографию включены только печатные издания, цитированные в настоящей книге.


190

Названия творений латинских и греческих авторов, содержащихся в Патрологии Миня, указываются на латинском языке. Названия творений латинских и греческих авторов, содержащихся в Патрологии Миня, указываются на латинском языке.


Источник: Иларион (Алфеев), митрополит. Конец времен. Православное учение. -М.:Эксмо,2014.-224с.