Личные свойства Лиц Св.Троицы

Личные свойства Лиц Св.Троицы

Личные свойства лиц Святой Троицы

Будучи равными друг другу по божеству и обладая единой природой, ипостаси Святой Троицы — это различные ипостасные образы существования божественной природы, имеющие действительное и личное бытие, образы, различаемые в самих себе, но не различаемые в отношении к своей природе. Особенности лиц Св. Троицы, отличающие их друг от друга, называются личными свойствами (греч. τά προσωπικὰ ίδιώματα) или ипостасными различиями. Будучи неизменными и принадлежа исключительно каждому из лиц Троицы, эти ипостасные различия необходимо и существенно принадлежат божественной природе и существуют в ней не как что-либо случайное и переходящее из одного вида в другой, но вечно, постоянно и неизменно. Св. Григорий Богослов учит: “Личное свойство непреложно, иначе как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось“61.

Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства:

первое лицо – отцовство и нерожденность, безначальность;
второе лицо – рожденность и сыновство;
третье лицо – исхождение.

Личные свойства Бога Отца

Бог Отец – Безначальный (греч. Ά́ναρχος), Безвиновный (Ά́νάιτιος) или Нерожденный (ὰγέννητος; лат. innativitas) т.е. в Своем бытии Он ни от какого начала, ни от чего и ни от кого не зависит. Отец, по выражению символа св. Афанасия, “ни от кого есть сотворен, не создан, ниже рожден”. Безначальность Отца — это личное свойство исключительно одного Отца, поскольку другие лица Св. Троицы – Сын и Святой Дух – в Своем происхождении имеют Своим началом, Своей единственной причиной Отца. Безусловную безначальность Отца засвидетельствовал Сам Господь Иисус Христос: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26). Однако Сын и Святой Дух в некотором смысле тоже безначальны, а именно во временном отношении, потому что Они существуют превечно или от вечности, т.е. до начала времени.

Богу Отцу принадлежит отцовство, и по отношению к Сыну Он есть Отец (греч. Πατὴρ; лат. Pater) в прямом, собственном смысле слова, т.е. Отец рождает по божественной природе Сына. В Откровении имеются самосвидетельства Бога Своему Сыну о Своем отцовстве: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс.2:7Евр.1:5“Из чрева прежде денницы родих Тя” (Пс.109:3). К числу свидетельств об отцовстве Бога Отца относятся все те места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну. Это, например “Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” (Мф.11:27“Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин.1:18“Дабы все чтили Сына, как чтут Отца… пославшего Его” (Ин.5:23).

Необходимо, однако, помнить, что кроме имени “Отец” в собственном и строгом смысле, т.е. что Отец превечно рождает Своего единородного Сына, в Священном Писании встречается также имя “Отец” в несобственном, переносном смысле, когда Бог называется Отцом христиан (Мф.6,9Еф. 4,6), всех людей (Мф.11,25Деян.17,28–29) по благодати или усыновлению.

Бог Отец изводит Святого Духа, Отец есть Изводитель (греч. Προβολεὺς), на что указывает Сам Спаситель: “Дух истины, Который от Отца исходит”(Ин.15:26).

Бог Отец есть вина или причина (греч. ὰιτία; лат. causa), начало (ὰρχή; principium) божества в Боге, начало личного бытия Сына и Святого Духа. Такое соотношение между лицами Святой Троицы святые отцы выразили термином единоначалие (μοναρχία), который обозначает в Боге единство и различие, исходящее от Единого Личного Начала. Единоначалие, “монархия”, проявляется только в Троице, через Троицу и для Троицы в отношениях трех лиц, которые всегда тройственны и исключают всякое противопоставление. Единоначалие Отца означает, что самый источник божества – личен. Отец есть Божество, но именно потому, что Он – Отец. Он сообщает Свое божество во всей его полноте двум другим лицам; они берут Свое начало от Отца как от Единого Начала (μόνη ὰρχή) — откуда и происходит термин “монархия”. При этом единоначалие Отца не предполагает субординации Сына и Духа, потому что Начало только тогда совершенно, когда Оно является началом реальности равносовершенной. В обыденном, человеческом опыте причина обычно признается выше следствия; в Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствия менее совершенные, причина желает, чтобы следствия были равночестными, и потому является также причиной их равенства. К тому же в Боге нет противопоставления причины следствию, но есть причинность внутри единой природы. В данном случае “причинность” не влечет за собой ни внешнего материального следствия, ни следствия, растворяющегося в своей причине. Св. Григорий Богослов пишет: “Мы же (христиане) чтим единоначалие (μοναρχία), но не то единоначалие, которое определяется единством лица (ибо и одно, если оно в раздоре с самим собой, составит множество), а то, которое устанавливает равночестность естества, единодушие воли, тождество движения и направления к единому тех, которые из Единого (чего не может быть в естестве сотворенном)”62.

Вопрос об образе действия рождения и изведения, т.е. о том, как Бог рождает Сына и изводит Святого Духа и чем отличаются рождение от изведения, остается без ответа, потому что это является тайной внутритроичной жизни Бога, которая непостижима для ограниченного человеческого разума. И отцы Церкви исповедовали полную непостижимость этого, о чем хорошо говорит Св.Иоанн Дамаскин: “И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит это различие и что такое рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, этого не знаем”63. Тщательно предохраняя от отождествления этих образов бытия Божия с человеческими отношениями, отцы Церкви учили, что рождение и изведение есть вечные образы бытия в Святой Троице, они совершаются совместно, бесстрастно, без всякого чувственного отделения или истечения, без всякого стороннего содействия, их нужно мыслить совпадающими хронологически и логически. В попытке приблизиться к пониманию вечного рождения и вечного исхождения отцы Церкви допускали использование лишь аналогий и подобий, имевших только относительную ценность. Св. Григорий Нисский пояснял: луч света имеет бытие не сам от себя, а от солнца; следовательно, он рождается от солнца, но не после него, а вместе с ним, потому что как только явилось солнце, явился и луч, и пока будет существовать солнце, вместе с ним будет существовать и луч. Так и Сын в Своем рождении собезначален Отцу. Или другое сравнение: человеческий дух служит единственной основой 6ытия двух отличительных свойств человеческой природы – мысли и слова. Оба эти свойства неразрывно связаны между собой, так что трудно представить ни мысли без слова, ни слова без мысли, но они все-таки отличны по способу происхождения от человеческого духа. Когда дух мыслит, он мыслит при помощи слова, но это слово остается в нем самом: оно рождается, но не исходит, между тем как единосущная слову мысль выступает вовне: она исходит, а не рождается64.

Личное свойство Бога Сына

Сын Божий вечно и неизменно рождается по божеству от Бога Отца. Называя Вторую ипостась Сыном Божиим, Свяшенное Писание указывет этим именем на личное свойство — рожденность и сыновство — Сына Божия, отличающее Его от Бога Отца.

Уточняя смысл сыновства, Свящ. Писание называет Его Сыном Божиим единородным (греч. μονογενής, от μόνος и Γένος; лат. unigenitus) (Ин.1,14,18;3,16,18Гал.4,4), что указывает на Того, Кто только один родился у Отца (Лк.7,12; 8,42, 9,38Евр.11,17) и потому есть единственный Сын Божий в прямом и собственном смысле, и только Его одного можно так называть, “ибо кому когда из Ангел сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?” (Евр.1:5). Апостол Павел, отличая и отделяя Его от всех усыновленных Богом людей (Рим.8:14,15), называет Его “Сыном Божиим собственным” (греч. ̀ίδιος Τ́ιὸς θεου̃ – Рим.8,32), а также “рожденным прежде всякой твари” (Кол. 1:5), что исключает любое предположение о тварности Сына Божия.

Священное Писание, свидетельствуя о происхождении Сына Божия через рождение от Отца, нигде не объясняет сущности последнего. В целях предотвращения различных заблуждений, антропоморфических представлений в этом вопросе следует указать на главные характерные особенности божественного рождения.

  1. Рождение Сына есть рождение внутреннее, т.е. рождение из сущности Отца, о чем Отец Сам говорит Сыну: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс.109:3). Рождение Сына Божия от Бога Отца (в отличие от человеческого рождения) происходит без отделения Рождаемого от Рождающего, “Единородный Сын (есть) сущий в недре Отчем” (Ин.1:18). Таким образом, существо Сына не отделяется при рождении от Существа Отца: “Отец во Мне, – говорит Иисус Христос, — и Я в Нем” (Ин.10:38), другими словами, у Отца и Сына одно и то же божественное существо:  Я и Отец – одно” (Ин.10:30).
  2. Рождение Сына Божия есть рождение совершеннейшее, т.е. это рождение в бестелесном, безвременном смысле; рождение, которое не внесло никаких изменений в безграничную полноту бытия как Отца, так и Сына. Бог Отец ничего не потерял и не приобрел для Себя в рождении Сына, у “Отца светов… нет изменения и ни тени перемены” (Иак. 1:17). И Сын Божий не имеет никаких ни недостатка, ни преимущества по сравнению со Своим Отцом, о чем и свидетельствует: “Все Мое Твое, и Твое Мое” (Ин.10:17). Св. Кирилл Иерусалимский поясняет: “Отец, Родивший Сына, пребыл Отцем, и не изменился… и ничего не потерял, не умалился, не изменился; равно и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Родивший, совершенно Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный”65.
  3. Рождение Сына есть рождение вечное, т.е. такое, которое никогда не начиналось и никогда не прекратится, оно непрестанно происходит вследствие такого свойства существа Божия, как неизменяемость. Священное Писание свидетельствует о том, что предвечное рождение Сына Божия происходило до творения ангелов: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс.109:3); согласно православному толкованию, Сын Божий рожден прежде появления света — “денницы” (т.е. прежде создания мира), и Сын Божий имел славу у Бога Отца “прежде бытия мира” (Ин.17:5). Св. Иоанн Дамаскин поясняет: Отец “рождает Сына нескончаемо и непрестанно (ὰκαταπάυστως), потому что Он безначален, не подлежит времени, нескончаем и всегда одинаков. Ибо что безначально, то нескончаемо”66.

Личное свойство Бога Духа Святого

Бог дух Святой исходит от Отца. Это вечное исхождение (греч. ὲκπόρευσις) от Отца есть личное свойство Святого Духа, отличающее Его от Отца и Сына. В прощальной беседе со Своими учениками Спаситель сказал им: “Когда же придет Утешитель (ό Παράκλητος), Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (̉ό παρά του̃ Πατρός ε̉κπορέυεται), Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин.15:26). Этот текст рассматривают как свидетельство наличия двух отличающихся друг от друга состояний Святого Духа: 1) вечного исхождения Св. Духа от Отца и 2) временного посылания, или явления, Св. Духа в мире.

  1. Утверждение о вечном исхожденнии (греч. ὲκπόρευσις) Духа Святого от Отца, через которое Он получает Свое ипостасное бытие, приводит к заключению о том, что Отец есть единственная причина (μόνος α̉́ιτιος) бытия Святого Духа, а Сын не виновник, не совиновник Его бытия (΄ύπαρξις).
  2. Посылание Святого Духа от Отца через Сына (δι ̉Τ́ιου) — это временное явление Св. Духа в мире (воссияние – έκφανσις,  έκλαυφις), для облагодатствования творения. Вечно исходящий от Отца Дух Святой приходит в мир во времени по ходатайству или благодаря посредничеству Сына, во имя Сына, т.е. будучи послан Сыном как Богочеловеком.

Основываясь на словах Спасителя, руководствуясь голосом апостольского Предания, Церковь учила исповедовать, что Святой Дух происходит от Отца как единственной причины, и зафиксировала этот догмат в символах веры. В одном из древнейших символов св. Григория Чудотворца (ум.270) говорится о личном свойстве Св. Духа такими словами: “Един Дух Святый, от Бога имеющий бытие (ε̉κ θεου̃ τήν ύπαρξιν  ε̉́χον) и через Сына явившийся, то есть людям”. Никео-Цареградский символ веры учит веровать “в Духа Святого, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сославима”. На всех последующих Вселенских соборах, во всех Поместных православных церквах эта вера сохраняется и поныне, что происходит, по объяснению отцов соборов, потому, что символ “в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святом Духе” (IV Вселенский собор). Поэтому “Пространный христианский катихизис”, задавая вопрос “учение о исхождении Св. Духа от Отца может ли быть подвержено какому изменению, или дополнению?”, отвечает отрицательно: “Не может”67.

Об исхождении Святого Духа

Необходимо сделать следующие уточнения по вопросу об исхождении Святого Духа.

Блаженный Августин (ум. 430) впервые высказал как личное мнение мысль о том, что “Spiritus Sanctus ex Patre Filioque procedit” (“Дух Святой исходит от Отца и Сына”; лат. Filioque = et Filio“ и Сына”). Учитывая высокий авторитет блаж. Августина, Римская Церковь с конца VI в. стала выражать это мнение как общецерковное учение. В борьбе с арианством, отрицавшим единосущие Сына с Отцом, прибавление Filioque впервые было внесено в исповедание веры на III Толедском соборе 589г. в Испании. На испанских соборах в VII в. Никео-Цареградский символ веры уже употребляется с Filioque. С IХ в. Filioque начинает приобретать в Римской Церкви значение догмата.

Известно, что начиная с VII в. у некоторых восточных отцов довольно часто встречаются высказывания: “Святой Дух от Отца чрез Сына исходит” (τό Πνευ̃μα τό ́άγιον διά του̃ Τίου̃ ε̉κ Πατρός ε̉κπορέυεται). Таковы, например, выражения св. Максима Исповедника (S. Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium. Quaest. XIII-PG 90, 672C)., св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, кн.I, гл.12), св. Тарасия, патриарха Константинопольского (S. Tarasii epist. ad summos sacerdotes, – PG 98, 1461 D.). С другой стороны, св.Фотий, патриарх Константинопольский, отстаивая принцип единоначалия, выразил его формулой: “Святой Дух исходит от одного Отца” (τό Πνευ̃μα τό ́άγιον ε̉κ μόνου του̃ Πατρός ε̉κπορέυεται).

Состояние данного вопроса пневматологии можно изобразить в таком виде.

Святой Дух от Отца исходит
И единосущен Отцу и Сыну
<>(догмат)

Св. Дух исходит От Отца и Сына (Filioque) (зап. теологумен)

Св. Дух исходит от одного Отца (вост. Теологумен)

Святой Дух от Отца чрез
Сына исходит или воссиявает
(«вселенски авторизованный теологумен
православного востока»68)

В качестве краткого вывода можно сказать следующее: “Православная Русская Церковь считает догматом только ту истину, что Святой Дух от Отца исходит (Ин.15:26) и единосушен Отцу и Сыну (τό Πνευ̃μα τό ́άγιον ε̉κ του̃ Πατρός ε̉κπορέυεται καὶ όμοούσιον ε̉στί τω̃ Πατρί καὶ τω̃ Τίω̃), «со Отцем и Сыном споклоняем и славим». Остальные же подробности (поскольку по смыслу они не тождественны этой истине) принимает только как теологумены (θεολογούμενα)… Все православные богословы без исключения отвергают мысль о получении Святым Духом ипостасного бытия от Сына или чрез Сына, мысль о наличии в Божестве «двух причин, хотя бы и соединенных воедино»… Православная Церковь избегает пользоваться и формулировкой «только от Отца»… Учение об исхождении Святого Духа не может быть как догмат дополнено ни поясняющей прибавкой «чрез Сына», ни ограничивающей «от одного Отца». Но когда святые отцы говорят (это),.. они говорят это, конечно, не с целью изменить, но с намерением пояснить, приблизить к нашему пониманию полноту тайны бытия Святого Духа, и говорят потому, что такое пояснение как теологумен признают и возможным, и правильным” 69.

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский