Краткий очерк истории догматического богословия

Краткий очерк истории догматического богословия

Краткий очерк истории православного догматического богословия

Православное догматическое богословие развивалось постепенно и непрерывно, в различные периоды по-разному: то как постепенное собирание материала, то как богословское построение, то как напряженнейшая  богословская полемика. Развитие православного богословия — процесс динамичный, сложный и противоречивый. Нередко основное содержание вероучения выкристаллизовывалось как ответ на духовные вопросы, возникавшие в церковном сознании.

В истории догматического богословия можно выделить две части: 1) историю опытов систематического изложения совокупности вероучительных истин и 2) историю раскрытия содержания отдельных догматов. В настоящем очерке представлена история опытов систематического изложения христианского вероучения.

Для удобства изучения историю догматики принято делить на отдельные периоды. Если в качестве основания для деления принять появление систематического изложения христианских истин, то можно получить следующие три периода развития догматики.

  1. До появления “Точного изложения Православной веры” св. Иоанна Дамаскина (II–VIII вв.).
  2.  От “Точного изложения Православной веры” св. Иоанна Дамаскина до появления “Православного исповедания” митрополита Петра Могилы (VIII–ХVII вв.).
  3.  От “Православного исповедания” Митр. Петра Могилы (ХVII в.) до настоящего времени.

Первый период. В течение данного периода был выработан метод исследования догматов веры. Этому способствовали: вхождение в Церковь Христову образованных язычников; необходимость научно-философской защиты христианства от язычества; появление еретических учений.

Первыми во II в. христианскими писателями, которые поставили перед собой цель объяснить и по возможности защитить церковное учение от нападок и обвинений стороны язычества, были апологеты 19. Среди них следует упомянуть имена св. Иустина Мученика – Философа, Татиана, Афинагора, Аристида, св. Феофила Антиохийского. Кроме выполнения своей непосредственной задачи – зашиты христианского вероучения — апологеты первыми положили начало научному методу в исследовании божественных истин веры, или догматов.

Как борцы с еретическим гносисом из западных писателей особенно известны св. Ириней Лионский (ум. 202 и его главное сочинение “Обличение и опровержение лжеименного гносиса”, или 5 книг “Против ересей”, а также Тертуллиан (ум. 220). Из восточных писателей того же времени следует отметить Климента Александрийского (ум. 215), автора сочинения “Строматы” (греч. στρωματα — ковры или ткань), которое представляет собой довольно полное собрание и изложение догматов веры, а также Оригена (ум. 254) и его труд “ О началах”, являющийся первым опытом философски обоснованной системы догматики. Общим недостатком этих работ была неразвитость богословской терминологии и нередко преобладание элементов философии.

В эпоху Вселенских соборов появились опыты совокупного изложения догматов в некоторой системе. К ним относятся: “Катихизические (огласительные) поучения” св. Кирилла Иерусалимского (ум. 387), “Большое огласительное слово” св. Григория Нисского (ум. 394), “Краткое изложение божественных догматов” блаж. Феодорита Кирского (ум. ок. 457), “Энхиридион (или справочная – ручная книга) к Лаврентию о вере, надежде и любви” (Enchiridion ad Lavrentium sive de fide, spe et charitate) блаж. Августина (ум. 430).

Второй период. Начало новому этапу в развитии православного догматического богословия положило “Точное изложение православной веры” — творение св. Иоанна дамаскина (ум. 749). Оно является заключительной частью его же большого сочинения “Источник знания”. “Точное изложение…” состоит из 100 глав, впоследствии разделенных на 4 книги:

  • книга первая – о Боге, Его непостижимости, Св. Троице и свойствах Божиих;
  • книга вторая – о творении мира духовного и материального, ангелах, стихиях, рае, человеке, его свободе и божественном промысле;
  • книга третья – о Божественном домостроительстве;
  • книга четвертая – о воскресении, причинах вочеловечения, таинствах, поклонении иконам, зле и его происхождении, конце мира.

“Точное Изложение Православной веры” — первый законченный опыт системы православного богословия, о чем свидетельствует полнота содержания, последовательность и обстоятельность изложения. В нем автор свел воедино то, что раньше было высказано о вере авторитетными отцами и учителями Церкви. Уже с Х в. появляются переводы этого труда на славянский язык, а с ХII в. – латинские переводы. Долгое время это было почти единственное руководство для изучения богословия, особенно в Греции.

С течением времени возникали новые вопросы в области вероучения, которые рассматривались в различных сочинениях. Среди них следует отметить три подобных произведения: “догматическое всеоружие православной веры” под редакцией Евфимия Зигабена (ХII в.), “Сокровище Православия” – Никиты Хониата (или Акомината)(ум. 1206), “Церковные разговоры о единой вере Христовой” блаж. Симеона Солунского (ХV в.).

Третий период. Дальнейшее развитие богословия связано с Россией, и первое богословское сочинение данного периода – это “Просветитель” преп. Иосифа Волоколамского (ХVI в.).

Первый в истории России “курс” догматического богословия для духовной академии написал по — латыни в 1711—1716 гг. Феофан Прокопович, который в качестве основы использовал систему протестантского богослова Гергарда. Первый учебник догматики на русском языке под названием “Православное учение, или Сокращенное христианское богословие” создал митрополит Московский Платон (Левшин ум. 1812).

Среди отечественных систем догматического богословия известны: “Православно-догматическое богословие” (1‑е изд. 1849–1853 гг., в 5‑ти томах) митрополита Макария (Булгакова); “Православное догматическое богословие” (1864 г., в 2‑х томах) архиепископа Филарета (Гумилевского); “Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов” (1887 г., в 5 томах) епископа Сильвестра (Малеванского); “Православное догматическое богословие” (2 изд. 1910 г., в 4 томах) протоиерея Н. Малиновского.

Из современных работ, заслуживающих внимания, следует назвать “Догматическое богословие” и “Очерк мистического богословия Восточной Церкви” В.Н. Лосского 20, системы догматики греческого проф. П. Трембеласа, также проф. И. Кармириса и сербского архимандрита Иустина (Поповича).

План и разделение догматического богословия

Главный предмет догматического богословия есть Бог — Святая Троица. Человек может пытаться познавать Бога с двух Сторон: с одной – как Он есть Сам в Себе, с другой — как Он являет Себя Своим творениям, т.е. в Его отношении к миру, и особенно к человеку. Соответственно с этим в догматике можно выделить две части: в первой излагается учение о Боге в Самом Себе (отцы Церкви обозначали его греческим словом θεολογία — богословие), вторая содержит учение о Боге в Его отношении к миру и человеку, или о делах Божиих в отношении к творениям (отцы Церкви называли его греческим словом οίκονομία – управление домом, домостроительство).

Основы православного вероучения
священник Сергий Рассказовский