Источники догматического богословия

Источники догматического богословия

Источники догматического богословия

Источниками догматического богословия кроме самих догматических истин следует считать все то, что так или иначе способствует раскрытию содержания этих истин.

Единственным источником догматических истин является Божественное Откровение, в котором различают: а) Откровение в общем, или широком, смысле и б) Откровение в узком, или собственном, смысле слова Откровение, в котором Бог открывает Себя через природу Своих творений, в действиях Своего промышления о мире и человеке, называется естественным Откровением (revelatio generalis или naturalis). Этот вид Откровения ограничен, поскольку не может открыть ничего из того, что выше природы или естества творения. Откровение в собственном и строгом смысле, Откровение сверхъестественное (revelatio specialis или supernaturalis), состоит в том, что Бог Сам непосредственно открыл Себя людям независимо от их познавательных способностей сначала через Своих провозвестников – закон и пророков, а потом – через воплотившегося Сына Божия и Духа Святого. Об этом хорошо засвидетельствовано в Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр.1:1–2). Именно сверхъестественное Откровение содержит догматические истины и является источником христианского богопознания.

Согласно учению Православной Церкви, содержание Божественного Откровения заключается в Священном Писании и Священном Предании

I. Православный катехизис, содержащий краткое изложение православной веры, определяет Священное Писание как “книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами”[7]. Эти книги есть писания святые γραφαί α̉γίαι — Рим.1:2), писания священные (ίερά γράμματα — 2Тим.3:15), само слово Божие (Мк.7:13). Собрание этих книг называется Библией[8]. Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета[9]. В Ветхом Завете содержатся книги канонические [10] и неканонические. Основное отличительное свойство канонических книг — богодухновенность (греч. θεοπνευστία; лат. inspiratio). Под богодухновенностью, или боговдохновенностью, следует понимать особое воздействие Святого Духа на священных писателей, делающее их способными правильно понимать и безошибочно излагать истины Откровения. Священное Писание свидетельствует о боговдохновенности: “Дух Господень говорит во мне, слово Его на языке у меня”, – говорит пророк Давид (2Цар.23:2). “Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр.1:21). Апостол Павел прямо называет Писания богодухновенными (2Тим.3:16).

Канон Священного Писания Ветхого Завета состоит из 39 книг, если считать каждую книгу отдельно, но древние евреи соединяли несколько книг в одну и насчитывали 22 книги, по числу букв еврейского алфавита. Канонические книги – более древние – написаны от времени Моисея до IV–I в.в. до Р.Х. Книги неканонические, т.е. не вошедшие в канон, написаны в ХV — вв. до Р.Х., содержат и личные, иногда ошибочные мнения их авторов. Поэтому неканонические книги не имеют такого авторитета и значения, как книги канонические. В Ветхом Завете содержится 11 неканонических книг. Канон Свящ. Писания Нового Завета состоит из 27 книг. В Новый Завет включены только канонические книги. В Свящ. Писании, по существу, содержится вероучение во всей его полноте, которая, однако, в ее целостности может быть постигнута только в свете Священного Предания.

II. Священным Преданием (ή άγία παράδοσις) в узком смысле обычно называется незаписанная часть Божественного Откровения, устно переданная Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющаяся. Православный катехизис рассматривает Священное Предание как “древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия”[11]. Предание исторически существовало раньше Писания, неразрывно органически связанного с раннехристианским устным преданием. Сам Господь Иисус Христос во многом придерживался истинных, неискаженных преданий Ветхого Завета, предлагая вместо раввинистического истолкования Свое толкование (см. Мф.5:2 и др.). Такое понимание Предания подтверждает апостол Павел: он преподает то, что сам принял от Христа и церкви (1Кор.15:3). Для ап. Павла начало Предания есть Иисус Христос: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам предал” (1Кор.11:23). Поэтому Предание Церкви называется Священным Преданием.

Многие богословы отмечали трудности для уяснения понятия “Священное Предание”. Существует несколько попыток дать полное его определение. И хотя все эти определения дают возможность уяснить отдельные стороны учения о Предании, и они, однако, не раскрывают всего содержания этого учения. Главная причина заключается в том, что Священное Предание, как писал митр. Филарет, не только “простое видимое и словесное предание учения, правил, чиноположений обрядов, но с ним вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения[12]. И потому, что существенную часть Предания составляет невидимое преподаяние благодати, оно не могло быть передано письменно, вследствие чего имеются трудности в его логическом определении.

Поэтому определение Предания как незаписанной части Откровения следует дополнить указанием на невидимое преподаяние благодати, делающее Предание “живым учением Вселенской Церкви”, тем внутренним единством, “что одухотворяет все учреждения Церкви, соединяет в одно целое все внешние выражения ее”[13].

Итак, Священное Предание есть живое Откровение Божие Церкви через Иисуса Христа. Откровение это принимает множество выражений, преданий. Здесь и молитвы, и крестное знамение, которое налагает на себя верующий, и нравственные правила, которым он следует в жизни. Здесь и христианское мученичество и подвижничество. Здесь и богатство богослужебной жизни Церкви, и ее учительство, выраженное Вселенскими соборами. Здесь же и Священное Писание. Все это и многое другое, отражающее жизнь Церкви, является выражением одного Священного Предания.

Таким образом, всегда нужно отличать множество церковных преданий от Священного Предания. И можно говорить о критериях постижения единого Священного Предания в многообразии церковных преданий.

Первый критерий уже был назван – это Иисус Христос, такой, каким Он засвидетельствован в Священном Писании. Поэтому Свящ. Писание есть надежный критерий оценки прочих свидетельств Предания.

Второй критерий исходит из Церкви, и ее тождественности самой себе во все времена. Отдельное свидетельство Предания надежно лишь настолько, насколько оно выражает общую веру Церкви своего, а тем самым и всякого времени. Этот критерий выразил преп. Викентий Леринский (ум. ок. 450), утверждавший, что истинно только то, “во что верили везде (ubique), во что верили всегда (semper), во что верили все (ab omnibus). Этому правилу мы будем верны при том единственном условии, если будем следовать всеобщности (universitas), древности (antiquitas), согласию (consensio)”[14]. Уточняя это правило, преп. Викентий подчеркивает, что для Церкви не только возможно, но даже необходимо постепенно осознавать и познавать полноту изначально передаваемой истины веры при обязательном условии неизменности этой истины[15]. Так, истина Евангелия всегда и для всех одна и та же во всем многообразии культурных, исторических и национальных форм ее выражения и постижения.

Необходимость Священного Предания для познания христианской истины засвидетельствовал святой апостол Павел, который прямо призывал христиан:«Братия, стоите и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15). Свящ. Предание имеет большое значение и важность “для руководства к правильному пониманию Священного Писания”[16]. Приведенные свидетельства подтверждают равночестность этих двух источников вероучения для православного сознания.

Если для догматических истин единственный источник – это Божественное Откровение, то для догматического богословия кроме Откровения дополнительными источниками являются:

  • символы веры (Никейский, 1 Вселенский собор 325г.; Никео-Константинопольский, II Вс. с. 381 г.);
  • вероопределения Вселенских соборов; (о двух природах в Иисусе Христе – IV Вс. с. 451 г.; о двух волях и действиях в Иисусе Христе — VI Вс. с. 681 г.; об иконопочитании — VII Вс. с. 787 г.);
  • правила святых апостолов, святых отцов и Поместных соборов: Анкирского (ок. 314 г.) Неокесарийского (между 314–319 гг.), Карфагенского (318 г.), Гангрского (около 340 г.), Антиохийского (341г.), Сардикийского (347г.), Лаодикийского (ок. 363–364 гг.), Константинопольского (394г.) [правила этих соборов были приняты на VI Вс. с. (2 прав.) и VII Вс. с. (1 прав.)], а также правила Константинопольского т.н. двукратного собора (861г.) и Константинопольского собора (879–880 гг.);
  • вероизложения святых отцов: св.Григория чудотворца (II в.), св. Афанасия Александрийского, называемое по-латыни Quicunque, т. е., имеющее авторитет, кому бы оно ни принадлежало (V в.), св. Григория Паламы (ХIV в.) и соборов (Константинопольских: 1076 г., 1156 г., 1341–1351 гг., 1872 г.; Иерусалимского, 1672 г.);
  • творения святых отцов;
  • богослужебные тексты Православной Церкви (молитвы, песнопения, каноны, догматики, стихиры, тропари, седальны и др.);
  • частные изложения веры (или т.н. символические книги) Русской Православной Церкви [“Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, или “Исповедание митрополита Петра Могилы” 1640 г., на русском языке впервые в 1837 г.; “Послание Восточных Патриархов о православной вере”, или исповедание Иерусалимского патриарха Досифея 1672 г., изданное по-русски Святейшим Синодом в 1838г. и сохранившееся сейчас под названием “Послание патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере”; “Пространный христианский катихизис Православной Восточной Церкви”, составленный митр. Филаретом (Дроздовым) в 1823 г., исправленный в 1824 и 1839 гг.];
  • особые исповедания, составленные для частных случаев (“Чин исповедания и обещания архиерейского”; догматические вопросы, предлагаемые приходящим к Православной Церкви от иудейства и мусульманства; исповедание веры, произносимое обращающимися к Православной Церкви из других христианских исповеданий; формула отлучения от Церкви, произносимая в неделю Православия).

Некоторое вспомогательное значении могут иметь различные опыты систематического изложения православного вероучения и другие сочинения отдельных богословов, хотя их следует рассматривать лишь как выражение частных мнений, имеющих подтверждение в авторитетных источниках.

Основы православного вероучения

священник Сергий Рассказовский