Понятие о нравственности

Понятие о нравственности

Понятие о нравственности

Что принято называть нравственностью?

Под нравственностью человека принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей.

В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек рассматривает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если таковое в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему тем самым добро в себе утверждать и развивать, а зло удалять из своих повседневных дел.


Что содержит в себе слово нрав?

От этого слова получает свое наименование понятие нравственность, ибо в нраве находят отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувства и воли. В нраве сказываются преобладающие привычки и навыки человека.

По нраву, например, люди могут быть вспыльчивыми, горячими, беспокойными или, наоборот, тихими, мирными, спокойными. Нрав отображается в мягкости, отзывчивости, милосердии или в противоположном: грубости, жестокости, требовательности, неуживчивости. Каков у человека нрав, такова и его нравственность. Если люди не приобщены к образованию, культуре, общественной жизни, а живут естественной жизнью, то нравам их соответствует и их нравственность. Люди эгоистического, недоброжелательного нрава и к другим людям относятся эгоистично, холодно, недоброжелательно. Значит, нравственность их будет низкой, общественно вредной.


Отчего нравственность может в человеке возрастать?

Нравственности человека свойственно возрастать, развиваться. В результате он улучшает свои отношения к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в его Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли.


Какие чувства лежат в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку?

В основе отношений человека к физической природе лежат два чувства – эстетическое и утилитарное, то есть чувство красоты и чувство хозяйственной пользы. А в отношении человека к человеку лежит нравственное чувство добра и зла. По христианскому учению, человек для человека никогда не должен быть средством для достижения своекорыстных целей, а всегда только целью, чтобы помогать людям от силы в силу, уподобляясь Небесному Отцу.



 Виды нравственности

Виды нравственности: естественная и христианская; недостаточность естественной нравственности, появление Евангельского учения; состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина и направляющей ее на практическое осуществление намеченных нравственных дел


Что мы знаем о видах нравственности?

Нам известно, что нравственность делится на естественную и христианскую.


Что нам надо знать о нравственности естественной?

Естественная нравственность коренится в самой природе человека и составляет существенную внутреннюю потребность его богозданной природы. Этой нравственности было бы достаточно, если бы человек не пал и не исказил своей духовно-нравственной природы. Достаточно было бы потому, что Господь до грехопадения находился в постоянном общении с человеком, беседовал с ним непосредственно и говорил о том, что нужно для развития человека. Адам, как повествует книга Бытия, имел личное общение с Богом, он не страшился Его, ибо пребывал в мире с Богом.


Почему естественной нравственности стало недостаточно?

Ее стало недостаточно по причине падения человека, прекратившего непосредственную связь и беседы Бога с ним. Теперь Бог стал говорить людям не непосредственно, а через пророков. Бог сообщал пророкам Свою волю и оценку тех или иных событий из жизни еврейского народа. Такими пророками были Моисей, великие и малые пророки. Они и сообщали людям так называемые заповеди и законы о жизни, достойной Бога и человека. Так появилось Божественное Откровение.

Религия и нравственность

Религия и нравственность: религиозное сознание человека, выстраивающее отношение человека к Богу; сосредоточение внимания на Боге, на Его благодатном воздействии на мир и людей, научение видеть Бога внутренним зрением; нормы, вытекающие из религиозного сознания человека и определяющие его нравственность; озабоченность человека принять Бога в свою жизнь и с Его законом согласовывать свое поведение


В чем суть религиозного сознания человека?

Религиозное сознание человека своей сутью имеет личный духовный опыт человека, который становится очевидным в результате живой связи духа человеческого с Духом Божиим. Ибо религиозный опыт открывает человеку акты веры, наполняющие его душу верным религиозным содержанием, и выстраивает отношения человека к Богу как к Предмету своей веры.


На чем сосредоточено внимание верующего человека?

Оно сосредоточено на Боге, на Его промыслительном отношении к миру и людям, на Его благодатном воздействии на них. Религия связывает человека с Богом через определенный культ: богослужебные чинопоследования, священнодействия, Таинства и обряды, пастырскую проповедь и церковные установления, личную молитву, необходимые в христианской жизни. Религия настраивает человека видеть Бога внутренним зрением. В результате человек верит Богу, надеется на Его благодатную помощь и рассчитывает жить по этой вере и при этой помощи.


Откуда исходят религиозно-нравственные жизненные нормы человека?

Они исходят из нравственного сознания человека, которое является существенной частью его религиозного сознания. Религиозное сознание касается всех его религиозно-нравственных норм. Эти нормы вытекают из религиозного сознания каждого человека и определяют его нравственность: отношение к Богу, к самому себе, к окружающим людям и к миру. Следовательно, нравственность отвечает на вопросы: как жить, какого придерживаться поведения во всех своих жизненных отношениях? А религия – во что веровать и как веровать?


Чем должен быть озабочен человек, принимая за основу своей жизни христианскую нравственность?

Христианская нравственность возвышает озабоченность каждого человека таким образом, чтобы в основание его естественных нравственных стремлений было положено желание принять Бога в свою жизнь и с Ним, с Его законом согласовывать свое поведение, получать от Него дар благодати и тем самым приобретать такие навыки и такое умение, которые пригодились бы человеку и в этой жизни, и в вечности, в обителях Небесного Отца.



Чем вызвано появление Евангельского учения?

Оно вызвано тем, что указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа. И тогда на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес нам Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение. Оно и составило основу христианской нравственности.


Что входит в состав христианской нравственности?

В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, в Святую Церковь, в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимый и укрепляемый благодатью Божией христианин приобретает для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и свободы воли, которые он и направляет на практическое осуществление намеченных им нравственных дел.


Что составляет базовый компонент христианской нравственности?

Базовый компонент христианской нравственности составляет Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно ориентирует человека на главную цель его жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением.


Основы христианской нравственности, прот.Геннадий Нефёдов