Петров пост

Петров пост

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля — дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой — они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

Установление Петрова поста относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным. Это день окончания Петрова поста. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Длительность же поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ПЕТРОВ ПОСТ

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговение (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

СМЫСЛ ПЕТРОВА ПОСТА

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, — соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

Петров пост: правила поведения

Петров пост в 2019 году начинается 24 июня и заканчивается 11 июля. Существуют общие распространенные ошибки у желающих приступить к посту, и не только к Петрову. Пост – это возможность проверить себя и подкорректировать только себя. Никаким образом наше постное настроение не должно стать проблемой для ближних, каким-то внешним раздражителем.

Приступающие же к посту, в особенности новички, забывают об этом и стремятся изо всех сил втянуть в пост всех знакомых и незнакомых, попадающихся под руку, навязывают свой образ жизни, свои постулаты. В результате, получая отказ либо нарываясь на грубость, они превращают пост в войну с окружающими людьми, забывая, что двигаться-то нужно как раз в противоположном направлении – стремиться к любви, терпению, смирению.

Пост – это не спорт, когда нужно добежать до финиша первым из последних сил и получить приз.

Пост – дело сугубо личное, как правило, неафишируемое и незаточенное под быстрый и явный результат. Это своего рода накопление духовных сил и навыков, наш духовный резерв маленьких достижений. И главным из них будет отсутствие претензий к окружающим, Церкви, Богу. Обвинения в своих проблемах кого бы то ни было – верный признак того, что что-то идет не так в духовном развитии.

Верующий человек трезво и спокойно, без надрыва признается себе во всех своих промахах и проколах, во всех происходящих проблемах находит свою вину либо видит волю Божию, пытается проанализировать и изменить ситуацию, снова-таки за счет изменения себя самого, а не других.

Время, отведенное для поста, – возможность конструктивного самоанализа и самооценки. Пост – это сосредоточение на себе и своих привычках, пристрастиях.

Если такой пост наступит в нашей жизни, если осуждению ближних в нем не будет места, то мы заслужим Божьего благословения, не сравнимого ни с какими земными наградами.

Митрополит Антоний (Паканич)
Православная Жизнь