14-27 августа. Успенский пост

14-27 августа. Успенский пост

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

14 Августа – 27 Августа

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение.

(1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста)

14 августа начинается Успенский пост. Он установлен в память Успения Богородицы, один из четырех многодневных постов церковного года. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась.

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас«.

Длительность поста небольшая, всего две недели (с 14 по 27 августа) и завершается праздником Успения. По строгости Успенский пост сообразен Великому.

Праздник Успения Божией Матери, предваряемый двухнедельным постом, как бы обнимается и пронизан праздниками Ее Сына.

Начинается пост 14 августа праздником, посвященным Животворящему Кресту – жертвеннику нашего спасения (в этот день принято освящать мёд); в середине поста, 19 августа – Преображение Господне (в этот день освящают яблоки и виноград нового урожая), а на следующий день после Успения, 29 августа – память Нерукотворного Образа (в этот день принято было печь пироги и хлеб из нового урожая). Господь как бы обнимает Свою Матерь, ибо Ей «оружие прошло душу» (Лк. 2:35).

Всякий пост, по выражению прот. Александра Шмемана, – «светлая печаль», но к Успенскому посту это относится в особенности. О нем уместно сказать: небесная печаль. Он, как верно было кем-то подмечено, словно окрашен в лазурные тона.

Пост – это время воздержания. Нельзя предаваться шумным развлечениям и ссориться. Отвлечемся от телевизора с его губительными для души развлечениями, от излишней музыки по радио, от светской литературы. Две недели все это может и подождать. Не будем обращать свое внимание на неполезное и суетное, отдадим время, которое обычно тратим на пустое, в жертву Богу. И лишь тогда встанет вопрос о телесном воздержании. Без него – никак, но в воздержании пищи надо проявить благоразумие. Телесный пост должен стать слугой и помощником к духовному посту, а никак не наоборот. И помните главное — Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, а не просто соблюдая диету). Пост должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

По уставу Успенский пост считается строгим — безрыбным. С понедельника по пятницу разрешается только сухоядение (исключаются мясные, молочные продукты и яйца), а в выходные в пищу можно добавлять елей (в нашем случае – растительное масло) и вино. Рыба дозволяется только на праздник Преображения Господня. По строгости этот пост не уступает Великому, отличие только в том, что Успенский пост короткий – всего 2 недели. К тому же сейчас не весна, когда нет ничего, кроме талого снега, а август, радующий нас изобилием овощей и фруктов.

В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Кроме того, несмотря на строгость, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель с созревающими в эту пору овощами и грибы.

В первый день поста, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), по традиции совершается освящение мёда нового сбора и с этого дня благословляется его употребление в пищу (в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком); в праздник Преображения Господня (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях; в праздник Успения Божией Матери (28 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать. О.Фома Хопко отметил, что «Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста«.


Пускай дни этого короткого Успенского поста станут для нас рассветом во тьме греховной.