9-ое Воскресное Евангельское чтение

9-ое Воскресное Евангельское чтение

Воскресные Евангельские чтения. Евангелие 9-е

В девятом воскресном зачале [*] евангелист Иоанн рассказывает о первом явлении Господа апостолам. Но только он, по обычаю своему, дополняет некоторые подробности, каких нет у Марка (16 гл.) и Луки (24 гл.).

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это. Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому прости те грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказа ли ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вамI Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 19-31).

Самое событие он должен был рассказать; потому что он и хотел запечатлеть именно явление Воскресшего апостолам; и было бы совершенно странным, если бы он, рассказав о путешествии своем ко гробу с апостолом Петром, со слов Марии Магдалины, а потом и о явлении ей Господа, он опустил бы о явлении Его им, ученикам. В сущности, все предыдущее было подготовкой к последнему. Без этого явления – без Фомы – было бы непонятно явление Спасителя ученикам – с Фомою; а теперь – ясно.

Дополнения же само собой понятны; ибо и все то Евангелие Иоанна написано – в дополнение к другим евангелистам; и – как известно – оно написано было позднее тех, к концу I века. К этому и переходим.

Как мы знаем из евангелиста Луки, ко времени вечерней трапезы пришли, крайне спешно, путники в Эммаус; и все стали обмениваться животрепещущими, совершенно необычайными новостями дня: рассказами женщин, двукратным сообщением Магдалины – о пустом гробе и о явлении ей Самого Господа, и о путешествии учеников ко гробу, и об эммаусском явлении Луке и Клеопе...

Только вот ничего не упомянуто о Симоне, что и ему являлся Христос (Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5), как это свидетельствуют Лука и после – Павел. Почему это, мы старались объяснить, сколько могли.

Были ли тут мироносицы, неизвестно: скорее всего нет; едва ли они были с учениками: вероятно, собираться большими группами им казалось небезопасно; и у учеников, как ниже говорится, ...двери... были заперты из опасения от иудеев, тем более можно было ждать страха от женщин. А может быть, Мария Магдалина и прочие мироносицы делились событиями в кружках своих.

Со стола уже убрали: иначе Христос не сказал бы им: есть ли у вас здесь какая пища? (Лк. 24, 41) – если они еще ели бы.

И вдруг совершилось явление... Но пока подождем немного. ...Двери... были заперты... Почему это упомянуто?

Отчасти – и потому, что ученики были в страхе и запирались. Отчасти – может быть, в объяснение слов Господа: мир вам, – дважды повторенных Им; значит, у них в душах не было этого мира.

А еще – и потому, что апостол Иоанн хотел этим указать и на чудесное, необычайное, необъяснимое явление: как Он явился? Тело Его, после Воскресения, было уже иное, духовное; материальные предметы ему не препятствовали уже, это еще более увеличивало удивление и страх...

А страх у них, конечно, был: если уже они разбежались при аресте Господа, то теперь, когда гроб опустел, их могли схватить по подозрению, что они могли выкрасть тело Иисусово...

Потому – и заперлись. Мироносицы сообщили им необычайное... Но – то женщины? Можно ли им верить? Симон? но он молчит... И это смущает... Эммаусские путники?.. двое? Это – более вероятно бы... Но все же... Воскрес: как это? никто никогда не воскресал сам... Были случаи, что Христос воскрешал и мертвых... И вот только с неделю тому назад Господь воскресил четверодневного, смердевшего уже, Лазаря... Да... Но чтобы сам кто воскрес? – не бывало... И ученики все же не верили и смущались (Лк. 24, 37-38).

И вдруг явился, пришел Иисус, – то есть, вероятно, сделал несколько шагов; и стал посреди учеников... И не успели они, как говорится, опомниться, Он говорит им: мир вам! И после этого показал пробитые при Распятии гвоздями руки и ноги и ребра (бок) Свои. На руках Он висел, ногами поддерживался... И те, и другие были пробиты гвоздями... А ребро было проколото копием, чтобы солдаты могли убедиться, что Распятый умер уже.

И какие-то следы от этих ран остались на теле... Ни малейшего сомнения уже не оставалось: это – Он!.. Вот и раны... О них знали ученики... И тот же Иоанн... Ему Христос, указывая взором, движением головы на Свою Матерь, усыновил Ее... Конечно, Она и Иоанн были и при прободении копием, по смерти... Были и при погребении... Теперь уже никто не препятствовал им... И Пилат, и иудеи были удовлетворены; считали дело конченным... И потому позволялось присутствовать при кресте и Матери, и близким... Это, вероятно, дозволялось и в других подобных случаях... Настолько еще хватало жалости у распинателей, чтобы Матери быть при смерти Сына...

Язвы уже затянулись... Нечего дивиться, что это совершилось так скоро, через два дня и несколько часов: если Воскрес, то все прочее – ничтожно пред этим... И пришел через запертые двери... И одет... А ведь был покрыт плащаницами... Плащаницы же и головной плат остались во гробе: их видели и женщины, и Петр с Иоанном... А в Эммаус Он шел с путниками одетым, как и другие... И тут явился Он тоже одетым... Но не до этого было ученикам...

Теперь все происходило одно за другим – очень быстро: явился, сказав: мир вам... показал руки и ноги и бок...

Что же ученики?.. Ученики обрадовались, увидев Господа. Еще бы!

У Луки, – а он тогда присутствовал, как один из эммаусских путников, – прибавлено, что ученики от радости еще не веровали и дивились (Лк. 24, 41).

Хотелось бы остановиться на этом слове – обрадовались... Но это выше наших сил! Поэтому оставим апостолов с их радостью... Ведь и эммаусские путники после говорили про разговор с Ним на пути: не горело ли... сердце наше?! (Лк. 24, 32).

Далее евангелист опускает удостоверение учеников через вкушение печеной рыбы с медом. Опускает и объяснение Писаний. Но добавляет к этому иное: Иисус же сказал им вторично: мир вам! Вероятно, это было после вкушения и беседы о Писании.

Почему это? почему вторично? Первый раз, чтобы успокоить их... Это ясно... И они постепенно успокоились... А далее Господь им преподает Духа и власть прощать грехи... Момент – чрезвычайный! И тут весьма уместно сказать вторично: мир вам... То есть приготовить уже к будущему; а первое мир вам относилось к прошлому и проходящему.

И мы теперь на богослужении при важных моментах говорим это «мирное» приветствие: пред чтением Апостола, Евангелия; пред совершением Евхаристии; пред причащением; пред расходом из церкви...

И действительно, Воскресший Господь в первое же явление апостолам не только открыл тайну Свою – Воскресения, – а следовательно, и существование иной жизни, – но и дал полномочие и других приготовлять к ней.

Как же? Уполномочил их на посольство в мир... У протестантов, сектантов, баптистов и др. нет этих полномочий, и их проповедники такие же обыкновенные люди, как и все миряне. Иное дело – православные [священники]: они восприемлют благодать хиротонии от епископа; а те преемственно – от самих апостолов; апостолы же – от Самого Христа; Христос же – от Отца Своего.

Эту власть Воскресший Господь и передает теперь апостолам: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И в знамение этого полномочия Христос, сказав сие, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

Толковники останавливаются на том: какую благодать Святого Духа даровал Христос ученикам? И чем она отличается от сошествия Святого Духа на многих христиан в день Пятидесятницы? Но мы остановимся на простом объяснении: в Пятидесятницу дарована благодать Святого Духа на всех верующих. Тогда были там не одни апостолы, а и другие.

Исполнились все Духа Святаго... (Деян. 2, 4). «Не сказал бы вси, – говорит Златоуст о дееписателе Луке, – если б и остальные не участвовали», «хотя тут были и апостолы». А «если там, где нужно было сказать только, что тут апостолы (одни), – он упоминает о них отдельно, – то тем больше упомянул бы об этом здесь» (Иоанн Златоуст, свт. Полн. собр. твор. Т. 9. С. 43). А по Воскресении были собраны ученики; и им одним дана благодать Святого Духа. Следовательно, здесь разуметь нужно благодать апостольства, специально для них нужную, и тот же святой Златоуст в объяснении этого действия Христова говорит: «...будем со всею почтительностию обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Подлинно, велико достоинство священников!» (Иоанн Златоуст, свт. Полн. собр. твор. Т. 8. С. 589). И далее он посвящает все свое рассуждение на это действие и слова Господа – священству: «Он сделает с Своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, – хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать. <...> Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар». «...Здесь все устрояет Отец и Сын и Святый Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку» (Иоанн Златоуст, свт. Полн. собр. твор. Т. 8. С. 591).

Итак, Воскресший дарует здесь благодать апостольства, священства. Это видно из последующего стиха: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите (по-славянски лучше: «удержите», – слово о власти) останутся (слав.: держа́тся). Эта власть «отпущать грехи» дана только священникам (и епископам), но никак – не мирянам. И эту власть Христос передал апостолам потому, что Крестом и Воскресением Он «совершил» все Свое, как Он и сказал пред Своею смертью: совершилось (Ин. 19, 30).

Теперь Он продолжать Свое дело уполномочивает учеников; и потому первым делом дает им (или, точнее: передает им от Отца, потому и не просит у Него, а Сам посылает их и Сам [дает] этого Духа апостольства, Святого Духа... Правда, Он будет являться ученикам еще в течение сорока дней; но будет лишь учить их – о Царствии Божием – до Вознесения (Деян. 1, 2-3).

Но нас еще удивляет этот дар прощать грехи... Иной раз приходили мысли: почему Господь даровал эту власть? Он мог бы научить апостолов об аде, где Он был; о Рае, который Он обещал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи́ (в Раю) (Лк. 23, 43); о самом Воскресении Своем. Но Он обо всем этом умолчал. И только дал апостолам власть над грехами. И еще скажу: не дал силу творить чудеса (это – после будет), изгонять демонов и т.п.; а только – о грехах вспомнил и дал на них власть... Почему же так?

Нетрудно ответить на это. Все расстройство в мире произошло от греха. Все дело Христово – от воплощения до Воскресения и Пятидесятницы – объясняется падением человечества. Это – корень всей истории человечества! И, в частности, жизни каждого из нас! И этот корень и нужно было вырвать (ср.: 1 Тим. 6, 10; Евр. 12, 15). Это и совершается благодатию Божиею в Христианской Церкви. Значит, самой важной задачей Христа и было спасение от греха! А это началось с соблазна Евы змием; но мы сами повинны во грехе. Грех – единственное зло в мире! С ним и уполномочиваются апостолы бороться в мире! Это и восполняет евангелист Иоанн; у других повествователей об этом не было сказано...

Воскресший Христос, как пришел, так и исчез... Дальше – молчание об этом.

Явление Фоме

Почему не было Фомы вместе с другими апостолами, когда Господь явился им в первый день, – не сказано в Евангелии. Но можно объяснить это тем, что он был характера тяжелого и недоверчивого. Впрочем, одно событие из его жизни говорит о решительности его – даже до смерти! Когда Лазарь умер и Господь решил идти в Иерусалим, то ученики стали отговаривать Его от этого: Равви, давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?! (Ин. 11, 8). Но Фома, видя решимость

Господа, говорит им: пойдем и мы (с Ним): умрем с Ним! (Ин. 11, 16). Ни о каком Воскресении Христа ни другие, ни тем более он не помышлял, конечно. А любовь и верность Господу побуждали Фому – хоть умереть вместе с Ним!.. Он думал, что иудеи перебьют вместе со Христом и всех учеников Его. В этом выразилась жертвенность и твердость Фомы...

И действительно, Христа распяли... И Он погребен. Фоме казалось, что все дело Господне этим и окончилось... Правда, ученики остались целы. Но для чего теперь им жизнь?! Он погиб, как и некоторые другие «мессии»... С Ним погибло и все дело.

Поэтому, разочарованный, он скрылся... Не из-за страха, а от полной разочарованности... Все сразу оборвалось... Умер... А без Него – что могут они?! И его не тянуло даже к другим последователям Христа... Зачем? Чтобы всем вместе испытывать то же самое чувство неудачи? даже неудачи самого Равви? Ведь же Он тоже верил в Свою миссию Мессии? И вот конец...

Прошла первая встреча учеников с Господом по Воскресении... Случайно, в один из дней, – неизвестно в какой, – ученики поведали Фоме: мы видели Господа! (Ин. 20, 25).

Как? Что такое?! Невозможное дело! Ведь Он же умер?! Кого же они видали?! – Фома еще более уперся... И первое, что вылетело из уст его, было отрицание Воскресения: если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в бок Его, не поверю! Не поверю, – как и сейчас – не верю!

Это – не Лука с Клеопой, в душе которых была борьба на пути в Эммаус... И не апостолы, которые еще на что-то надеются... И уж, конечно, не падкие ко всяким чудесам женщины... Он – Фома – не таков! Он – не из мечтателей и легковеров! Не поверю... Невозможное дело! Кого-нибудь иного приняли за Равви!.. И с этим твердым решением Фома опять скрылся...

Но мысли о «Нем» не могли не приходить к нему... Да разве можно об этом не думать? Ведь все апостолы уверяют: мы видели Господа... Странно... Невозможно... а говорят... Нет, нет: кто-нибудь другой выдал себя за Христа. Выдал: да разве они не узнали бы Господа, с которым ходили три с половиной года... И это невозможно!.. Призрак?.. Но странно: все видали...

И Фома не знает: как же думать?

Ведь если в самом деле «Он» Воскрес, – то ясно, что «Он» не человек... А кто же?.. Не знаю...

...А мысли все идут и идут.

Нужно, пожалуй, сходить к «ним»... Вероятно, они сами теперь тоже разочаровались?

...Пойду! это ни к чему меня не обязывает...

...Хуже не будет... Не вешаться же мне, как Иуде?!

Да я и сам обещался испытать руки и ребро... Вот пойду... Наступил уже восьмой день... И Фома пошел...

Господь, зная это по Своему всеведению, явился.

Двери были заперты, как и неделю тому назад... По-прежнему, Он стал посреди учеников, и по-прежнему сказал им: мир вам! Фома видит... «Он». Но не успел он этого обдумать, как «Он» обращается к нему и говорит: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мой. И не будь неверующим, а верующим!

«Он» знает мой ответ апостолам...

Но думать уже было некогда... Зовет... Я обещал.

...И прикоснулся... И вдруг из его уст вырвалось: Господь мой и Бог мой!.. Крайне трудно понять: что произошло в этот момент в душе Фомы... Церковь в своих песнопениях говорит много раз, что «благодать» Божия озарила Фому... Но когда действует благодать, ум должен молчать!

А Господь говорит ему с упреком: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Кто же эти блаженные? Петр – ушел от пустого гроба и лишь дивился. Ученики выслушали упрек, что они тоже не верили... Да и им нужно было тоже увидеть Воскресшего; и даже, для удостоверения в истинности, требовалось, чтобы Господь показал им руки и ноги Свои. И потом еще спросил у них какой-либо пищи... Они дали Ему часть печеной рыбы, оставшейся от их ужина, и сотового меда. И Он, взяв, пред ними ел (Лк. 24, 43).

Кто же эти блаженные, невидевшие? Обычно указывают на Иоанна... Он увидел пустой гроб и пелены, – и уверовал... А теперь невидевшими являются миллионы христиан.

Затем евангелист делает заключение к Евангелию: много и других чудес Господь сотворил пред учениками, – о которых не написано в книге сей. А что написано, то лишь для того, чтобы вы, читающие, уверовали, что Иисус есть Христос (Мессия), Сын Божий; и, веруя, имели жизнь во имя Его. Евангелие было закончено. Следующая, двадцать первая, глава была подписана потом.

Христос воскресе! Воистину воскресе!


Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 666-676.


ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Имеются ввиду евангельские зачала, читаемые на утрени за каждым воскресным вечерним богослужением, начиная с праздника Пасхи.

Зача́ло (греч. περικοπή) – нечто отделенное со всех сторон) – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостол (раздел, объединяющий книгу Деяний апостолов и апостольские послания), на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.

Существуют:

· Рядовые зачала – на каждый день в течение года;

· Праздничные зачала – для праздничных служб;

· Постовые зачала – для богослужений во время Великого поста;

· Общие зачала – для «общих служб» святы;

· Требные зачала – «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1, 1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деян. 1, 1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.